Узбекистан после Каримова: что дальше?
В связи со смертью Ислама Каримова и дискуссией о дальнейших перспективах республики глава ЕАК Никита Мендкович дал серию интервью и комментариев. Один из них, как наиболее полный, мы публикуем ниже (впервые опубликован порталом Вести.кг). Текст публикуется с небольшими сокращениями, так как он вышел до момента официального признания смерти Каримова.
Республиканская элита и лично сам Каримов давно понимали, что — никто не вечен, поэтому готовились, судя по кадровым перестановкам к ситуации «президент болен или умер» уже давно. За что можно скорей похвалить, прежде всего, самого покойного главу государства. Де-юре его функции до новых выборов должен исполнять спикер парламента, реальная власть должна остаться за премьером и руководством СНБ, которое играет важную роль в жизни страны.
Процедура перехода власти должна пройти штатно. Фигура нового президент будет не столь важна, а наибольший политический вес будет у армии и СНБ, выразителями интересов которых считается и действующий глава правительства.
Вполне вероятны попытки радикалов в особенности религиозных вмешаться в ситуацию и попытаться воспользоваться проблемами переходного периода и захватить власть (вариант — хотя бы поднять восстание в «долинных» регионах). Чем спокойнее будет процедура перехода власти и меньше борьба фракций — тем меньше шансов у экстремистов. Однако риск терактов и заброски террор-групп с территории Афганистана весьма велик. Более или менее масштабные вылазки, если нет внутреннего кризиса, государственный аппарат способен купировать или ликвидировать.
Без резких поворотов серьезного экономического кризиса я не жду, хотя в республике накопилось очень много проблем, включая перекосы в аграрной политики, из-за которого положения крестьянства во многих районах бедственное.
К слову, клановой системы Узбекистана в том виде, в котором она была еще 4 года назад, нет, как и борьбы так называемых территориальных кланов. Фракции, связанные с тем или иным аппаратным тяжеловесом есть, но там противоречия больше носят идейный или финансовый характер. При этом, да, в республиканском аппарате, на мой взгляд, просматривается опасный перекос: многие функционеры почти не имеют опыта работы в регионах и всей судьбой связаны с Ташкентом и областью. В долгосрочной перспективе это может вести и к управленческим ошибкам и конфликтам.