Спутник: Декабристы по-казахски. Против чего бунтовала советская молодежь

«Идет перестройка! Где демократия?» – 16 декабря 1986 года студенты алма-атинских вузов вышли на политическую демонстрацию. Мирной и бескровной она была недолго.

Стихийное собрание на площади Брежнева в Алма-Ате, тогдашней казахской столице, началось после утреннего телесюжета. Из него граждане узнали: глава компартии Казахстана Динмухамед Кунаев отправлен на пенсию. Вместо него партийным лидером республики назначен человек из Ульяновска по фамилии Колбин – не казах и в Казахстане не был. В общежития столичных вузов побежали взволнованные «агитаторы»…

В первый день группы протестующих были немногочисленными, а лозунги невинными: «Да здравствуют идеи Ленина!». Милиция начала вытеснять молодежь силовыми приемами – в итоге утром 17 декабря на площади собрались уже 5 тысяч. Теперь – с плакатами «Хватит диктовать», «Каждому народу – свой лидер!» и с требованием, которое в СССР еще не звучало: «положить конец великодержавному безумию». Ответом стали оперативно стянутые в Алма-Ату спецчасти на бэтээрах. Параллельно появились какие-то непонятные люди. Они кричали в мегафоны: «Пьяная казахская молодежь убивает русских стариков и детей». Началось месиво всех со всеми. Солдаты орудовали саперными лопатками, демонстранты – арматурой и камнями. Дальше были разбитые витрины, подожженные автомобили и, наконец, чисто националистические эксцессы: избиение прохожих за то, что они русские, пусть и родились в Казахстане. Военная сила взяла верх на третий день. Арестованных – почти 9 тысяч. Число убитых скрыли. Одни говорили, их было десять, другие – 150.

Многие факты тех событий достоверно неизвестны, но более чем вероятно, что ситуация использовалась местными элитами в политической борьбе. Так считает глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович:

«Спровоцированные беспорядки пошли по неуправляемому сценарию и приобрели националистический характер. Казахский национализм, притом в худшем смысле слова, как и национализм по всему СССР, в тот период стал активно выходить в публичное пространство. Именно 80-е годы на фоне перестройки стали временем развития ксенофобии в советских регионах. В Казахстане еще была не самая страшная ситуация, если сравнивать ее с обстановкой в Карабахе, например. Но в том же Казахстане в феврале 2020 года случился масштабный Кордайский погром, в ходе которого 23 тысячи человек стали беженцами в соседнем Кыргызстане. Это – плоды того, что советское общество в свое время не смогло остановить националистическую волну. Во многом мы до сих пор имеем дело с ее последствиями».

Алма-атинские события 35-летней давности вошли в историю Казахстана как «Желтоксан», «Декабрьское восстание». «Декабристы», кстати, добились отмены назначения чужака в партлидеры республики, а через четыре года их дело пересмотрели: всех заключенных выпустили из тюрем. Прошел еще год, и день начала восстания объявили государственным праздником: Днем независимости Казахстана.