Религиозная ситуация в Кыргызстане: проблемы и решения

В августе глава ЕАК Никита Мендкович дал большое интервью изданию «Общественный рейтинг» о религиозной ситуации в Кыргызстане, проблемах конфликта религии и светского общества, радикализма и иностранного вмешательства в работы религиозных институтов.

– Никита Андреевич, как сегодня складывается религиозная ситуация в КР?
– Сейчас для религиозной жизни Кыргызстана характерны процессы, близкие всему постсоветскому пространству. После ухода в прошлое практики государственного атеизма развивается религиозная жизнь, идет поиск духовных истоков народа. Проблемы, с которыми сталкивается кыргызское общество, также знакомы многим другим странам. Люди и институты часто оказываются не готовы к новому уровню религиозной жизни, часто указывают и на нехватку грамотного духовенства, и на некоторую поверхностность религиозности у массы верующих. С теми же проблемами в разное время сталкивались и сталкиваются все бывшие советские республики, включая Россию. Преодоление этих проблем возможно только в рамках социального и экономического развития. Поясню: для духовной и религиозной жизни, как и любой другой человеческой деятельности, нужны людские, временные и материальные ресурсы. Нужно иметь возможность строить мечети, учить священнослужителей и чтецов Корана, наконец, самим верующим нужны силы и досуг, чтобы посещать богослужения и вникать в суть вероучения, перестраивать свою жизнь согласно его нравственному императиву. Чем больше в силу экономических проблем общество сосредоточено на простом выживании, тем с большими проблемами оно сталкивается и в религиозной жизни. Были скандальные случаи, когда в Чуйской области молодой чтец Корана был уличен в оказании населению магических услуг, а в Ошской области практикующий мулла был арестован за связи с террористами. Эти примеры показывают, что, говоря вульгарным языком, обществу просто не хватает кадров и возможности их адекватно подготовить. Вера в жизни общества может и выхолащиваться, превращаться в формальность и использоваться исключительно для обоснования чьих-то политический идей и амбиций. Из-за этого приходится сталкиваться даже с тем, что часть верующих сторонится коллективной религиозной жизни, посещения мечети и совместных молитв, боясь столкнуться с теми или иными негативными явлениями.
eAhxkWj1bCE
– Насколько секулярна политическая жизнь в стране?
– На мой взгляд, в основном, общественная и политическая жизнь Кыргызстана – секулярна, то есть светская и религиозная жизнь не смешиваются в большинстве случаев. Да, многие политики ненавязчиво показывают, что являются верующими, используют религиозную риторику в своих выступлениях, но политики-клерикалы, которые хотели бы насаждать с помощью власти те или иные религиозные практики, – остаются исключением. Можно, в частности, напомнить позицию, занятую президентом А. Атамбаевым по вопросу продления обеденного перерыва для совершения жума-намаза. При этом есть проблема возникновения в ряде регионов различных радикальных групп, которые под лозунгами исламизма занимаются экстремистской и террористической деятельностью. Были примеры создания в Ошской, Иссык-Кульской и даже в Чуйской области радикальных ячеек, которые агитировали молодежь уезжать на войну в Сирию и Ирак. По опубликованным данным, вербовщикам удалось увлечь более 400 человек, которые покинули страну, а некоторые уже погибли в горячих точках. Но эти факты показывают не избыток, а недостаток серьезной религиозной жизни в обществе. Молодые люди хотят найти ответы на вопросы о мире и своем месте в нем, включая одновременно философский и житейский вопрос о причинах существования зла и несправедливости. Но вместо тех ответов, которые дает реальный ислам, они сталкиваются с малообразованными, но радикальными проповедниками, которые спешат указать виноватых и заявить, что выход – в насилии. Очень часто в таком повороте событий есть косвенная вина местного духовенства и уммы, которая не сумела найти общий язык с человеком и помочь ему найти путь к Богу.
– Насколько эффективно государственными органами проводится реформирование религиозной сферы?
– Я не уверен, что правильно говорить о том, что власть должна проводить какие-то реформы в сфере религии. Смысл светского государства в том, чтобы религия была свободна от политического диктата власти и борющихся партий, чтобы давала ответы на вопросы о мироздании и нравственности без оглядки на злободневные дела и интересы. Государство должно способствовать развитию основных религиозных организаций, создавать условия для постройки церквей и мечетей, подготовки квалифицированного духовенства, гарантировать свободу вероисповедания, пресекая посягательства экстремистов. Но в этом деле важно знать границы. Иначе в какой-то момент духовенство может оказаться заложником политических интересов правящей элиты или идущей к власти оппозиции. А это всегда в конечном итоге отталкивает верующих, провоцирует расколы, ведет к кризисным явлениям. На мой взгляд, власть могла бы способствовать решению существующих проблем в религиозной сфере, став посредником в диалоге уммы Кыргызстана с единоверцами в других постсоветских странах. Например, развитие ислама в России идет несколько проще, в стране больше подготовленных священнослужителей, есть ряд видных богословов, пишущих на русском языке. Вспомнить хотя бы выдающихся ученых-мусульман Тауфика Ибрагима и покойного Валиуллу Якупова, убитого экстремистами. Мне кажется, сотрудничество с российской уммой могло бы помочь и в подготовке духовных кадров, и в совместном издании религиозной литературы, и просто в обмене опытом.
– А насколько остро стоит проблема религиозного экстремизма в стране?
– Достоверно известны факты деятельности в Кыргызстане нескольких международных террористических организаций: «Союз «Исламский джихад»», «Катаиб имам аль-Бухари», «Жаннат Ошиклари», ИДУ. В основном они занимаются вербовкой молодежи для участия в вооруженных конфликтах в Афганистане, Ираке и Сирии. Однако террористы могут совершать вылазки и на территории самого Кыргызстана. В прошлом спецслужбами были предотвращены попытки совершения терактов в Бишкеке, Оше и Кара-Суу, причем в столице ликвидация группы террористов вылилась в настоящий бой. Это показывает, что Кыргызстану уже вряд ли удастся оставаться на периферии борьбы с международным терроризмом.
– Известно, что в странах ЕЭАС деятельность такой организации, как «Таблиги Джамаат», находится под официальным запретом. В Кыргызстане же данная структура действует вполне легально. Какие пути упразднения подобного юридического дисбаланса вы видите? И как дальше будет решаться данный вопрос?
– Это сложный вопрос. Хотя движение «Таблиги Джамаат» декларирует мирный и аполитичный характер, достоверно известна масса примеров связи его отделений в разных странах с вооруженными экстремистами и террористами. Кроме стран постсоветского пространства, можно вспомнить примеры в Пакистане, Индии и на Филиппинах. Члены этого движения были также связаны с терактами в ряде стран Запада, включая Великобританию, где «Таблиги Джамаат» пока действует легально. Кыргызстан в этом вопросе занимает примерно следующую позицию: в республике связи данного движения с террористами официально обнаружены не были, некоторые его члены выступают против международных террористических организаций, включая ДАИШ. Кроме того, в стране оно не зарегистрировано, поэтому запрет не имеет практического смысла, ведь соответствующее решение суда будет некому вручить. Но проблема в том, что общество и государство должны как-то определиться с отношением к данным объединениям хотя бы с точки зрения информирования населения. (Например, ДАИШ не зарегистрировано ни в одном из постсоветских государств, что не мешает его запрету в качестве террористической организации). Никто не предлагает запрещать местных активистов «за компанию», в связи с действиями, совершенными за рубежом. Однако логично при этом ожидать, что они сами осудят теракты и участие в вооруженных группировках своих собратьев за рубежом. Они могут войти в правовое поле, просто официально заявив: «Нет, мы не с ними. Мы осуждаем действия этих людей и не пытаемся оправдать их». Если для активистов проповедь чистого неполитического ислама важнее каких-то политических коалиций, то они могут пойти по этому пути, чтобы выйти в правовое поле и исключить поводы для раздора внутри кыргызстанской уммы.
– Существует ли взаимосвязь между ростом религиозности общества и усилившимся влиянием внешнего актора в КР?
– Несомненно, зарубежные государства и организации используют свои финансовые ресурсы для того, чтобы влиять на религиозную жизнь в Кыргызстане. В каких-то случаях речь идет именно о религиозно мотивированном желании поддержать единоверцев, но зачастую таким путем решаются не религиозные, а чисто политические задачи. Такие акторы надеются фактически подкупить часть мусульманского духовенства, поставить его в зависимость от своей помощи и таким образом заставить выступать в качестве проводника политических интересов. Кроме того, создаваемые при зарубежном руководстве религиозные и религиозно-образовательные объединения занимаются тем, что распространяют не вероучение, а образ жизни и практики чуждые кыргызстанским традициям. В некоторых случаях приглашение кыргызской молодежи для получения религиозного образования за рубежом оказывалось даже прикрытием для работы экстремистов. Именно поэтому крайне важно осторожно взаимодействовать с иностранными партнерами в вопросах религии. Все эти проблемы должно решить гармоничное развитие религиозной жизни в стране: рост подготовки и численности духовенства, образования верующих, качества взаимодействия общества, государства и религиозных объединений. Разумеется, требуется борьба и с организациями, которые пытаются использовать вероучение и верующих в экстремистской деятельности и нечистых политических играх.