Проблемы инвестиционной сферы Кыргызстана
Приводим текст подробного интервью о проблемах привлечения иностранных инвестиций в крупные проекты на территории Кыргызстана.
«Одни тяжбы влекут за собой другие. Эти конфликты запускают процессы снаружи и внутри страны, и в результате проблема нарастает как снежный ком», — заявил экономист, глава Евразийского Аналитического Клуба Никита Мендкович в интервью StanRadar.com.
StanRadar.com: Кыргызстан рискует снова увязнуть в судебных разбирательствах. Как Вы считаете, можно ли было этого избежать?
Как минимум, по некоторым спорным моментам целесообразнее было бы продолжить переговоры.
Отдельная тема — крупные инвестиционные проекты горнорудной отрасли – золоторудные месторождения «Кумтор» и «Джеруй». По «Кумтору» достигнут компромисс на уровне центральной власти в Бишкеке. Однако реалии Кыргызстана показывают, что этот компромисс может быть неокончательным. Например, не принят, но находится на повестке дня проект Водного кодекса, который в будущем может стать проблемой.
Что касается споров по другим проектам — угольным и редкоземельным месторождениям, то мне трудно оценить вероятность решения спора без привлечения суда. Каждый переговорный процесс имеет свои тонкости и неозвученные мотивы.
Теоретически можно допустить, что инвесторы сами не хотят идти на компромисс, считая, что Кыргызстан — далекая и неразвитая страна, которая должна быть благодарна за сам факт заинтересованности со стороны инвесторов.
StanRadar.com: По Вашему мнению, какое событие стало определяющим в отношениях с инвесторами?
Две революции — в 2005 и 2010 годах. Но я бы остановился на последнем событии. Ведь начиная с 2010 года, в Кыргызстане идет череда конфликтов по причине отозванных лицензий и пересмотренных прав собственности. Один из первых скандалов связан с «Азия Универсал Банком», который объявили банкротом и закрыли (после смены власти в 2010 году Временное правительство Кыргызстана национализировало банк, который по некоторой информации, был связан с семьей беглого президента Курманбека Бакиева — прим. StanRadar.com).
Тяжбы по редкоземельным месторождениям — это очередной пример конфликта, когда безосновательно начали пересматриваться условия получения разрешения на проведение работ на рудниках. Такие прецеденты вызывают серьезное недоверие инвесторов. На фоне неблагоприятной ситуации — экономического кризиса и специфики местного рынка — такие конфликты имеют неприятные последствия.
Ситуация во многом усугубляется тем, что одни тяжбы тянут за собой другие. Это наглядная демонстрация закона парных случаев.
StanRadar.com: Что это за закон, и какое отношение он имеет к Кыргызстану?
В случае, если происходит громкая тяжба, тем более, если ее инициатором является политическая сила, не представляющая верховную власть, то параллельно запускаются два процесса — внешний и внутренний.
Во внешнем процессе задействованы иностранные инвесторы. С одной стороны, после таких новостей бизнесмены проявляют осторожность, а с другой — получают козырь в переговорах с партнерами. Логика предельно проста — если государство занято одной серьезной проблемой, то от него легче добиться компромисса по другим проектам. Третьи инвесторы, не задействованные в конфликте, пользуются ситуацией, пока основной спор не улажен.
В случае с Кыргызстаном скандал с «Кумтором» стал сигналом для других иностранных инвесторов, что они могут получить дополнительные преференции. А дополнительные выгоды для инвесторов не всегда означают выгоды для государства.
Второй процесс — внутренний. Его запускают другие силы, которые отстаивают свои собственные интересы. Как правило, это группа людей, которая хочет поучаствовать в распределении ресурсов или просто разрекламировать себя.
События развиваются по цепочке — одно за другим. Одно — блокирование производства, которое создает проблемы для инвесторов — начинает провоцировать группу лиц на применение успешно действующих механизмов в другом месте.
На многочисленных конфликтах с «Кумтором» отработаны все схемы давления на инвесторов, и их эффективность доказана временем. Было бы странно, если бы их не применили «в переговорах» с другими инвесторами. Например, с компанией, которая будет разрабатывать рудник «Джеруй» в Таласской области.
Ситуация на сегодняшний день такова — каждая тяжба усугубляет клубок проблем. Чтобы ее решить, нужно в одном или нескольких случаях — там, где издержки будут минимальными — добиться компромисса в предельно сжатые сроки.
Если получится в нескольких важных для республики проектах раз и навсегда похоронить все споры и вернуться к работе — это будет позитивный сигнал. Он снимет остроту проблемы внутри страны — собъет моду на агрессивную модель действий и на внешней арене — инвесторы станут более уверенно приходить в республику.
StanRadar.com: Если ли у сегодняшней власти Кыргызстана механизмы, чтобы создать подобные прецеденты решения конфликтов с инвесторами?
Для решения подобных проблем нужна многоуровневая структура. На уровне исполнительной власти необходима работа экспертно-юридических групп, которые смогут обеспечить в адекватные сроки экспертизу проектов. То есть отслеживать ситуацию на тему выгоды при существующих условиях работы, возникающих проблем и способов их преодоления. Юристы должны обеспечивать базу — переводить документы на соответствующий язык, готовиться к участию в арбитражах и оформлять работу по проекту на каждом этапе.
На уровне общества — использование механизмов общественных слушаний, которые в Кыргызстане уже существуют. Имеет смысл работать с людьми, которые пользуются уважением граждан — от духовных лидеров до аксакалов. Это необходимо делать если не для достижения компромисса, то хотя бы ради доведения информации до граждан.
StanRadar.com: Почему именно аксакалы, а не, например, депутаты?
Последние представляют официальную власть, но не пользуются уважением за пределами своего родового села. Кроме того, их деятельность за последнее время у меня вызывает много вопросов.
Например, работа в депутатских комиссиях, которые создаются по поводу и без, основывается на информации, полученной из, скажем мягко, сомнительных источников. А если депутаты изначально обладают неполными и неверными данными, о каком убедительном для всех заключении может идти речь?
Подобного рода экспертиза не вызовет доверия ни у общества, ни у компетентных лиц. Работа экспертов предполагает более серьезный подход к работе и соответствующие результаты. После этого можно вести переговоры, и их итоги будут иметь больший вес, а также пользоваться большим доверием.