Проблема фейков и дезинформации в СМИ Кыргызстана достигает таких масштабов, что для части аудитории происходит подмена реальной картины

В ходе состоявшейся 17 февраля в Бишкеке на площадке дискуссионного клуба «Пикир» круглого стола на тему: «Информационные войны в глобальной политике: цели, задачи, последствия» глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович отметил: 

Проблема фейков и дезинформации в СМИ Кыргызстана достигает таких масштабов, что для части аудитории происходит подмена реальной картины ложной информацией, продуцируемой иноагентами. Недавние примеры – фейки о «войне на Украине» и «восставшем народе в Казахстане», из более давних примеров – срыв добычи урана в Кыргызстане, антикитайская и антироссийская пропаганда западных медиа.

Присутствие игроков из дальнего зарубежья на медиарынке региона неадекватно велико. Во-первых, речь о непосредственно иностранных медиа — «Азаттык», «Настоящее время», «Евразия.нет». Во-вторых, речь о СМИ-иноагентах, зарегистрированных в стране, но работающих при поддержке зарубежных государств, обычно США и стран НАТО. Примеры – информресурсы Кaktus.media и Kloop.kg (Кыргызстан), Vласть.kz (Казахстан) и ряд иных. Эти медиа зачастую дают искажённую картину событий в стране и за рубежом,  создавая позитивный образ США, формируют пул спикеров из НПО-иноагентов, которые дают комментарии, удобные заказчику. Примером может служить разжигание конфликта между Кыргызстаном и Таджикистаном и возложение ответственности на ОДКБ, хотя Кыргызстан и Таджикистан официально отказывались от помощи Организации или России в урегулировании конфликта.

По данным финансовой отчётности, американское правительственное агентство USAID в 2017-2022 годах выделило на финансирование медиа в Кыргызстане 10 миллионов долларов. Основным оператором распределения денег является известная организация «Интерньюс», зарегистрированная в США. Известно, что через неё накануне мятежа в Казахстане в декабре 2021 года были выделены средства на создание сети «гражданских корреспондентов» в регионах страны. Через пару недель эти люди были задействованы в освещении митингов в Жанаозене, Мангистау, Алматы и других местах.

Для проведения идеологической работы со СМИ и журналистами используются специальные НПО-иноагенты — «Институт медиа полиси» (Кыргызстан) или «Адил соз» (Казахстан). Они отвечают за проведение «обучающих» мероприятий, организуют пресс-туры в Грузию и на Украину. Зачастую семинары носят прямо политический характер, например, «Медиа полиси» на закрытых семинарах осенью 2021 года убеждала представителей СМИ вести борьбу против принятого парламентом закона о фейках, призывала проводить протесты, бойкотировать или обходить юридические нормы. НПО-иноагенты активно используются для навязывания журналистскому сообществу своих норм идеологии и псевдоэтики. Для этого используется сеть ресурсов под названием «Фактчек», которые зачастую сами продуцируют фейки. Например, казахстанский «фактчек» осуждал журналистов, которые публиковали документы о работе американских биолабораторий в Казахстане и Узбекистане. Кыргызстанский «фактчек» объявлял фейком публикацию газеты «Дело №…» о встречах глав НПО-иноагентов с оперативниками ЦРУ Спаской Гатзинска и Джозефом Беллом. Хотя позже фигуранты скандала признали подлинность фото и факт встреч.

Крайним проявлением институционализации фейков стало создание комиссии по журналистской этике при «Институте медиа полиси», которая присвоила себе право одобрять и осуждать работу медиа. Разумеется, любая критика западных иноагентов для неё является «злом».

Часто звучит мнение, что зависимость медиа от иностранных фондов обусловлена финансово. Однако это противоречит фактам. Упомянутая программа USAID в Кыргызстане составляет около 2 миллионов долларов в год, с учётом переводов через другие структуры, включая фонд Сороса и NED – вдвое больше, 4 миллиона. Между тем, официальная оценка объёмов только рекламного рынка в республике – 19 миллионов долларов в год. С учётом теневых сделок, субсидий от государства, а также от официальных и фактических владельцев речь идёт о финансовых потоках, на порядки превосходящих задействованные ресурсы противника.  Тем более, упомянутые 2-4 миллиона сосредоточены преимущественно в руках перечисленных выше НПО и 11 официальных изданий-партнёров USAID.  Причём я даже не беру фактор коррупции, откатов в пользу чиновников USAID, которые носят массовый характер. Тем не менее, присутствие американских иноагентов в медиасфере республики неадекватно велико, они зачастую «продавливают» свою позицию даже в конфликте с официальными структурами.

Основной причиной мне представляется не финансовая зависимость, а большая популярность американских семинаров — «курсов для журналистов», «уроков медиаграмотности» и прочего. К сожалению, уровень подготовки журналистов и тем более блогеров зачастую недостаточен, а старшее поколение редакций не находит времени для передачи опыта и тем более не может дать базу для обучения молодых коллег использованию современных технологий. Считаю, что патриотическое журналистское сообщество должно само взяться за обучение кадров и обеспечение журналистской этики, вытеснить из этой сферы иноагентов. Ведь это – задача не только государства. Защита родины от агрессии, в том числе информационной — долг и рядового гражданина, вопрос его патриотизма и чувства ответственности за свою страну.