Никита Мендкович: Власти Казахстана струсили и нарушили свои обязательства в отношениях с Россией
Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.В эти дни делегация высокопоставленных американских дипломатов во главе с помощником госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Дональдом Лу посещают с визитом Киргизию, Узбекистан, Таджикистан и Казахстан, чтобы, как утверждают американские дипчиновники, «укрепить отношения США с регионом и продвигать совместные усилия по созданию более процветающей и безопасной Средней Азии». Также в состав делегации входят старший директор Совета национальной безопасности по России и Центральной Азии Эрик Грин и высокопоставленные сотрудники министерства обороны и Агентства по международному развитию (USAID).
— Никита, могут ли они этим визитам доставить нам серьезные проблемы? Или с политическими заявлениями они могут ездить сколько угодно?
— Они могут ездить в регион в той мере, в которой им это разрешают принимающие страны. Запретить мы это не можем. Но мы прекрасно понимаем, что цель визита Лу в страны Центральной Азии — запугать их руководство и заставить их прервать отношения с Россией.
В регионе уже побывала заместитель госсекретаря США по вопросам гражданской безопасности, демократии и правам человека Узра Зея, туда ездили и другие представители Вашингтона, которые высказывали прямые угрозы в адрес руководства принимающих стран. Они грозили им персональными и вторичными санкциями, а также поддержкой внутренней «несистемной оппозиции».
Все это делается с целью заставить эти страны порвать отношения с Москвой.
— Вы сказали про запугивание. А насколько руководство этих стран намерено выстраивать конструктивные отношения с Москвой?
— Пока Кыргызстан и Узбекистан подобных намерений не выказывают. Другое дело, что поведение руководства Казахстана в этой ситуации оказалось просто постыдным. Мы помним заявления помощника президента Тимура Сулейменова в период визита в Европу, где он сказал, что Казахстан готов соблюдать санкции США против России.
Это показывает не только слабохарактерность правящей элиты Казахстана, которая готова идти на поводу у любых угроз, но и ее готовность отступить от ранее достигнутых договоренностей и обязательств. Потому что любое соблюдение санкций — это грубое нарушение договора по Евразийскому союзу.
Фактически Сулейменов и другие проамериканские политики Казахстана показывают всем партнёрам республики, что с Казахстаном договариваться не нужно и что на него достаточно просто надавить, чтобы чего-то добиться. Во всяком случае, именно такое впечатление создают эти люди.
— Почему в этой ситуации молчит Токаев, который считается «хитрым комбинатором»? Почему он не отстаивает даже те проекты в отношениях с Россией, которые лично он инициировал?
— Я не знаю, кто называет Токаева «хитрым комбинатором». Да, он бывший дипломат, но на текущий момент он не проявляет достаточных успехов в наведении порядка в Казахстане. Мы видим ситуацию «лебедь, рак и щука», когда в аппарате власти очень активно действует проамериканское лобби и агенты влияния, которые тащат внешнеполитический курс страны в одну сторону, в то время как Токаев декларирует совершенно противоположное направление.
До тех пор, пока в Казахстане не будет наведен порядок, трудно ожидать какого-то доверия любых внешних партнеров к Токаеву и его элите, включая Россию, Китай и даже самих американцев.Более того, я считаю, что подобная необязательность создает большие проблемы внутри страны. Доминирующее большинство населения Казахстана настроено на выстраивания хороших отношений с Россией, и подобные демарши аппарата президента подрывают доверие общества к президенту.
— Насколько в Казахстане и в Средней Азии велика поддержка нашей спецоперации, понимает ли общество наши мотивы, подвергается ли оно репрессиям за свои взгляды?
— Есть результаты опросов в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане, где более половины населения поддерживают Россию в связи с украинским конфликтом. В целом уровень поддержки хороших отношений с Москвой составляет более 70%.
Но, к сожалению, в том же самом Казахстане есть острая проблема наличия в государственном аппарате прямых иностранных агентов влияния: госсекретарь Ерлан Карин, министр информации, министр образования и ряд других ключевых фигур, которые ранее были замечены в финансовых и иных контактах с США и даже с американскими спецслужбами. В этом главная проблема.
Что касается репрессий, то о подобных инцидентах в Кыргызстане и Узбекистане я не слышал, но в Казахстане, к сожалению, такие случаи были. Полиция штрафовала автомобилистов, которые наклеивали на стекла машин литеру Z. Более того, в личных беседах с ними сотрудники полиции угрожали им уголовным преследованием за разжигание межнациональной розни.
Фактически это грубое нарушение прав граждан Казахстана на высказывание своих убеждений и попытка загнать подобные общественные настроения в подполье. До добра это не доводит. Напомню, что в январе в Казахстане уже были общественные беспорядки, которые вылились в кровавый мятеж в Алматы.
Думаю, что Казахстану пора извлечь из этого урок и начать уважать мнение большинства русскоязычного и пророссийского населения.
— Токаев поручил провести ревизию нерешенных вопросов с Россией с учетом геополитических реалий и казахстанского законодательства. Какие вопросы следовало бы решить и выйдет ли из этого что-то конструктивное?
— Есть ряд проблемных направлений. Прежде всего — военное сотрудничество Казахстана и США. Речь идет о биологических лабораториях Пентагона, которых в Казахстане шесть. Две наиболее крупных находятся в Алматы при Центре особо опасных исследований и в поселке Гвардейский при НИИ проблем биологической безопасности.
Эти объекты используются для ведения разработок особого назначения со стороны Пентагона (этим же занимались объекты на Украине) и фактически выполняют функции американских военных баз. Это грубое нарушение обязательств Казахстана в рамках ШОС и ОДКБ.
Для исправления ситуации Токаев должен личным указом запретить любые виды сотрудничества с военными структурами США и НАТО, опубликовать все прошлые материалы и инициировать прокурорскую проверку в отношении чиновников, которые сотрудничали с американцами. Потому что есть данные о получении ими прямых экономических выгод.
Помимо этого, есть проблема сотрудничества Казахстана и США в сфере военной разведки. Существует соглашение об эксклюзивном сотрудничестве в этой сфере. Кроме того, в Казахстане эксплуатируются самолеты электронной разведки, произведенные в США, которые обслуживаются американской компанией. По факту эти самолеты могут использоваться для шпионажа против России и Китая, что так же является нарушением обязательств Казахстана в рамках ШОС и ОДКБ.
Это самые очевидные и публичные нарушения. До их устранения и наказания виновных трудно говорить о нормализации отношений Казахстана с Россией. К сожалению, пока руководство Казахстана загоняет эти отношения на дно. Скорее всего, исправлять эту ситуацию придется уже новому правительству и новому руководству МИД.
— Реально ли превратить Среднюю Азию не просто в «анти-Россию», а в прокси-войска НАТО, как это произошло в случае с Украиной?
— Такие попытки возможны. Но я надеюсь, что несмотря на наличие агентов влияния в политической верхушке Казахстана, общество и средний уровень государственного аппарата этого не допустит. Оно не допустит ущемления интересов Казахстана и втягивания его в борьбу с Россией, ключевым экономическим и геополитическим партнером. Если Токаев и его режим не смогут выправить ситуацию, то их поправит уже само общество. Или, может быть, даже попросит.
— Думаете, если русские попытаются организовать такое восстание, то спецслужбы не пресекут эти попытки?
— Мятежи не нужны. Но нужно осознавать, что круг проамериканских активистов в прессе и во власти — это очень узкая прослойка на фоне 20 млн населения. Ее можно легко смахнуть и заменить, нужна только политическая воля. Либо эта воля будет исходить от действующего руководства страны, либо она будет реализована самим обществом в рамках очередных политических процедур.
Я напомню, что на последних политических выборах правящая партия «Нур-Отан» (теперь она называется «Аманат») получила самый низкий результат в истории независимого Казахстана. Это следствие заигрывания с радикальными националистами и прозападными силами. Руководству страны пора это понять.Если они обеспечить политическую стабильность и сохранить власть, им необходимо покончить с американской агентурой и восстанавливать отношения с Москвой после этих грубых нарушений.
— Если спецоперация на Украине пройдет успешно, казахстанская элита будет вести себя скромнее или, наоборот, она будет действовать в духе: «Я же говорил»?
— После нашей победы в спецоперации позиции России усилятся на всем постсоветском пространстве. Потому что станет окончательно понятно, что Россия — единственно возможный спонсор безопасности в регионе. Это будет означать политический крах НАТО и невозможность его действовать против России на территории региона.
Казахстану в любом случае придется корректировать состав властных элит и убирать прямых агентов влияния. Вопрос только в том, кто это будет делать и когда.
— Пока у России есть подход, что несмотря на проблемы в гуманитарной и политической сфере, Казахстан остается надежным транзитером и экономическим партнером. Будет ли он пересматриваться?
— Экономические отношения у нас пока хорошие, несмотря на то, что эти проамериканские группы влияния в Казахстане пытались поддерживать санкции и срывать торговые сделки. Как будет развиваться ситуация в этой сфере зависит именно от того, как быстро будут ликвидировано американское присутствие в руководстве Казахстана и как долго казахстанское общество позволит иностранным агентам манипулировать внешней политикой страны.