Кыргызстан: первый год в ЕАЭС
К годовщине членства Кыргызстана в ЕАЭС ИА «K-news» опубликовала обширный комментарий Никиты Мендковича, анализирующего достижения и неудачи страны на выбранном пути.
Недавно Кыргызстан отметил ровно год членства в ЕАЭС, в связи с чем международные и отечественные эксперты подводят первые итоги. Главный вопрос: правильным было решение руководства страны о присоединении к Евразийскому экономическому союзу или нет?
«Конечно, у нас были определенные прогнозы и ожидания, они были несколько скорректированы тем, что наше вступление совпало с экономическим кризисом, но, тем не менее, в большей степени все наши ожидания оправдались», – об этом в ходе очередного заседания Евразийского межправительственного совета в Сочи заявил первый вице-премьер-министр Кыргызстана Олег Панкратов.
Официальная позиция властей Кыргызстана понятна, а что думают эксперты? Получила ли республика от ЕАЭС то, что хотела? Были ли достигнуты начальные цели?
Плюсы и минусы ЕАЭС
Позитивным итогом первого года членства в ЕАЭС стал доступ страны к общему рынку объединения, считает глава Евразийского аналитического клуба (ЕАК) Никита Мендкович.
«В течение 2015 года, по опубликованным данным, экспорт товаров из Кыргызстана в одну только Россию достиг $157 млн, что примерно на четверть больше, чем годом ранее. Кыргызстанские товары смогли появиться на ряде региональных выставок-ярмарок России и Казахстана, что позволило заключить новые сделки, преимущественно на сельхозпродукцию. Вступление в ЕАЭС привело к существенному росту иностранных инвестиций в экономику Кыргызстана, причем не только из стран СНГ. Участие в Союзе открыло для производителей на территории КР больший рынок, чем пытаются воспользоваться зарубежные инвесторы», – сказал аналитик.
Он отметил также, что выгодной оказалась для страны и новая система взимания таможенных пошлин.
«Согласно правилам ЕАЭС, поступления от них собираются в общий бюджет, а потом пропорционально распределяются между странами. Для Кыргызстана эта схема оказалась наиболее выгодной – собрав в последнем квартале 2015 года 2,9 млрд сомов, бюджет получил долю в общих сборах ЕАЭС на сумму 3,5 млрд сомов», – добавил глава Евразийского аналитического клуба.
Очень позитивным оказалось вступление для трудовых мигрантов из Кыргызстана. Особенно если учитывать тот момент, что сегодня, по неофициальным данным, около 1 млн кыргызстанцев трудятся за границей. Порядка 92% гастарбайтеров трудоустроены в России. Из доклада ЕАК следует, что число кыргызстанцев в РФ на начало 2016 года увеличилось на 7,6%.
«Трудовые мигранты из КР были освобождены от дополнительных сборов и получили равные права с местными рабочими. В случае России это означало освобождение от патентного сбора и необходимости сдавать экзамены, что позволяет каждому мигранту экономить несколько десятков тысяч рублей в год. В результате поток переводов трудовых мигрантов в КР наименее пострадал от инфляции и сокращения рынка труда в РФ. Для рабочих из Таджикистана и Узбекистана это стало серьезным ударом, однако выходцы из КР даже несколько укрепили свои позиции в России», – пояснил Никита Мендкович.
Напомним, на долю переводов мигрантов приходится порядка 30% ВВП государства.
«В настоящий момент продолжается снятие барьеров в области нового рынка труда. Утверждаются акты, предусматривающие признание образовательных сертификатов союзных стран, что позволит выходцам из Кыргызстана свободнее работать по специальности в соседних государствах, а не только на рынке низкоквалифицированного труда», – подытожил плюсы Союза для Кыргызстана Мендкович.
Однако за прошедший год Кыргызстану все еще не удалось решить ряд проблем, связанных с членством в ЕАЭС, считает эксперт.
«В частности, не налажена сертификация экспортируемой сельхозпродукции, не созданы специальные станции, речь о которых шла еще на стадии подготовки. Власти Кыргызстана упрекают РФ в неоказании поддержки в создании этих объектов, однако Россия может указать на то, что за последние годы выдавала в распоряжение официального Бишкека крупные суммы грантов (не считая инвестиций по линии РКФР), которые использовались на другие цели. Можно напомнить, что распределение бюджетных средств предыдущим кабинетом министров вызывало серьезные вопросы, в том числе юридического толка», – подчеркнул глава ЕАК.
Так или иначе, ситуация вокруг сертификации привела к тому, что до сих пор не решена проблема открытия границы с Казахстаном.
«В ряде случаев Астана ставит явно избыточные барьеры, однако нерешенность формальных вопросов мешает Бишкеку разрешить конфликтную ситуацию через арбитражные органы РФ», – заключил глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович.