Киргизия предлагает России вернуться в энерегетику
Статья Виктории Панфиловой (оригинал публикации).
Киргизия предложила России инвестировать в свой гидроэнергетический комплекс. Речь идет о возвращении к реализации проекта строительства Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС, соглашение по которому Бишкек денонсировал в одностороннем порядке три года назад. В Минэнерго РФ сообщили, что вопрос участия российских компаний в киргизском энергосекторе прорабатывается. Эксперты считают, что киргизские власти ищут возможность пополнения госбюджета всеми доступными способами.
Как ранее сообщал «Вестник Кавказа» (см. Появление в Киргизии новой российской военной базы – реверанс Кремлю), министр иностранных дел Киргизии Чингиз Айдарбеков на пресс-конференции в Бишкеке по итогам переговоров с главой МИД РФ Сергеем Лавровы сказал, что «Киргизия заинтересована в приходе российских инвестиций, которые будут способствовать развитию гидроэнергетического потенциала республики». Он отметил, что на встрече с российским коллегой обсудил вопрос «сотрудничества российский компаний в области гидроэнергетических проектов».
Сергей Лавров подтвердил заинтересованность руководства Киргизии к возвращению РФ в проект Верхнее-Нарынского каскада ГЭС на новых условиях. Соответствующее предложение рассматривается. «Действительно было обращение киргизской стороны вернуться к реализации проекта. В настоящее время вопрос прорабатывается федеральными органами исполнительной власти и заинтересованными компаниями. С киргизской стороной условия возобновления сотрудничества не обсуждались», – цитирует РИА Новости источник в Минэнерго РФ.
Напомним, что соглашения о строительстве Камбараты-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС, состоящего из четырех гидроэлектростанций общей мощностью 237 МВт, между Киргизией и Россией были подписаны в сентябре 2012 года в ходе визита в Бишкек президента РФ Владимира Путина. Реализация этих проектов предполагала долевое участие, по 50% между Киргизией и Россией. Будущая Камбаратинская ГЭС должна была бы вырабатывать 4,4 млрд кВтч электроэнергии в год, покрывая не только внутреннюю потребность, но и превращая Киргизию в экспортера электроэнергии. Компания «РусГидро» успела вложить в эти проекты 37 млн дол., в основном в проектные и подготовительные работы.
Киргизские чиновники нашли замену «РусГидро» довольно быстро. Выбор пал на чешскую компанию Liglass Trading CZ. В июле 2017 года тогдашний киргизский премьер Сооронбай Жээнбеков, впоследствии избранный президентом страны, подписал соглашение с чехами, которые обязались не только построить ГЭС, но и погасить долг перед россиянами. Но вскоре разгорелся скандал. Выяснилось, что у чешской компании нет ни опыта в строительстве ГЭС, ни средств. Потом выяснилось, что нет и компании как таковой. В октябре правительство Киргизии аннулировало соглашение с мошенниками. Президент Алмазбек Атамбаев излучал оптимизм и убеждал общественность, что найдет новых инвесторов. Он был уверен, что строительство ГЭС будет «нормально закончено», как и все проекты под его началом. Что касалось долга, то Атамбаев дерзко заявил, что «нужно отдать эти 37 млн дол., чтобы заткнуть гавканье «РусГидро»». На деле оказалось все куда сложнее.
Уже в октябре 2018 года «РусГидро» подала в международный арбитражный суд в Гааге исковое заявление к Киргизии, возражения на которое надо представить не позднее 15 апреля 2019 года. Российская компания требует принятия ее доли в ЗАО «Верхне-Нарынские ГЭС» в собственность «Электрических станций» и компенсации Киргизией затрат, понесенных «РусГидро» в связи с участием в проекте.
Руководитель Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович считает, что вопрос о возвращении России в этот гидроэнергетический проект зависит исключительно от ее доброй воли. «В прошлом Алмазбек Атамбаев расторг соглашение с Россией, видимо, надеясь получить инвестиции под этот проект из арабских государств. Однако эти надежды потерпели крах. В настоящий момент проект находится в стадии затяжного долгостроя. Более того, факт его расторжения возложил определенные долги на Киргизию перед «РусГидро» за уже проведенные работы», — сказал “Вестнику Кавказа” Мендкович.
В настоящий момент Киргизия, по мнению эксперта, надеется получить своего рода помощь от Москвы через возобновление этого проекта. «Не секрет, что у Киргизии определенные проблемы с наполнением бюджета. С этим и связан активный поиск инвесторов под те или иные инициативы», — отметил эксперт. Он не считает, что Москве в ближайшее время имеет смысл возвращаться в этот проект. «Анализ изначально показал, что отдача от реализации проекта наступит очень нескоро. Поэтому, на мой взгляд, России при должном желании стоит изыскать другие инвестиционные возможности для Киргизии», — полагает Никита Мендкович.
Помимо России, реальным участником проекта считается Узбекистан. Он вроде даже готов к строительству Камбаратинской ГЭС 1. Во всяком случае, на состоявшемся на днях брифинге в Бишкеке посол Узбекистана в Кыргызстане Комил Рашидов пояснил, что стороны планируют создать совместную водохозяйственную комиссию, которая будет рассматривать все вопросы рационального использования воды в регионе. «У нас также есть меморандум о сотрудничестве между национальными энергетическими компаниями», – добавил Рашидов.
6 октября 2017 года Киргизия и Узбекистан подписали меморандум о реализации проекта Камбаратинской ГЭС-1 и контракт по экспорту электроэнергии. «Заинтересованность Узбекистана в проектных ГЭС Киргизии большей частью объясняется желанием контролировать и регулировать распределение воды в регионе», — полагает Мендкович. Эксперт напомнил, что в Ташкенте в предыдущие годы неоднократно звучали опасения по поводу того, что реализация гидропроектов в Таджикистане и Киргизии приведет к нехватке или даже жесткому дефициту воды в Узбекистане и Туркменистане, находящихся в низовьях трансграничных рек. В связи с этим при правлении предыдущего президента Узбекистан всячески пытался даже тормозить развитие проекта CASA-1000. Новое руководство страны изменило подход к проблеме, видя выход в установлении контроля за водоиспользованием, уж коли бесконечно сопротивляться реализации энергороектов в соседних странах невозможно, особенно при заинтересованности сильных игроков извне.
«Однако Узбекистан сейчас не обладает технологическими возможностями осуществить подобный проект. Более того, у Ташкента может не хватить даже финансовых ресурсов. Поэтому строительство каскада ГЭС потребует участия России, прежде всего, технологического и инвестиционного. Другие варианты пока не видны», — резюмировал Никита Мендкович.