Сопряжение ЕАЭС и ЭШП — реальность

Глава ЕАК Никита Мендкович принял участие в конференции Института Дальнего Востока РАН РФ и «Фонда Горчакова» — «Стратегическое сотрудничество России со странами СВА: международные и региональные аспекты» 14 марта 2016 года (Москва). В мероприятии приняли участия представители экспертных сообществ России, Китая и Японии, а также представители Минэкономразвития и Министерства развития Дальнего Востока РФ.

Сайт ЕАК публикует отчет о данном мероприятии с использование материалов «Фонда Горчакова».

Участники конференции обсуждали проблемы региональной безопасности и экономического сотрудничества, в том числе — ракетную программу КНДР, создание Транстихоокеанского партнерства во главе с США и перспективы сотрудничества с ним Китая (доклад Натальи Стапран, РАНХиГС ), сотрудничества в сфере транспортного транзита в Сибири и на Дальнем Востоке.

Формирование Транстихоокеанского партнерства поставило нас в условия новой реальности, считает директор Российского центра исследований АТЭС при РАНХиГС Наталья Стапран. РФ и КНР оказались в так называемом пуле неприсоединившихся. США, поясняет эксперт, успели первыми продиктовать правила экономической игры в регионе. Пекин на это прореагировал сдержанно, но не негативно, не стал уверять мир, что соглашение достигнуто ради изоляции Поднебесной.

Наталья Стапран полагает, что Китай может занять в сложившейся ситуации выжидательную позицию. А может и сформулировать альтернативную повестку. Пекин, в частности, планирует начать переговоры об азиатской зоне свободной торговли (ЗСТ). И Москва в этом Пекин поддерживает, ведь в вышеназванном направлении идти интересно, выходит более широкий формат, нежели Транстихоокеанское партнерство.

Директор Департамента поддержки проектов в АТР Минэкономразвития РФ Артем Аникьев высказался в том смысле, что будущее за Азиатско-Тихоокеанским регионом – там основные потребители, ведущие рынки, появляются основные инновации. Вышеизложенное требует изменения отношения Москвы к региону. У нашей страны лет десять назад толком и не было бизнес-интересов в Азии, и мы – увы – немного запаздываем здесь, не успеваем адаптироваться к меняющимся условиям. Ведя бизнес по принципу «как всегда», мы будем проигрывать конкурентам. Вот почему сейчас нужно понять, куда двигаться дальше, необходимо исследовать растущие рынки в рамках ШОС или АСЕАН, изучать целесообразность создания ЗСТ с теми или иными странами. Может быть, перейти к свободной торговле сразу – не совсем реалистично, но смотреть в эту сторону нужно, уверен чиновник.

Особенно глубоко обсуждалась проблематика транзита: сопряжения ЭШП и транзитной зоны ЕАЭС, а также развития коммуникаций между дальневосточными портами РФ и Северным Китаем. Последнее направление приграничного сотрудничества, как показало обсуждение, связано с максимальным числом проблем. Низка пропускная способность путей сообщения с обеих сторон границы, остро не хватает мостов, а скорость паромных переправ искусственно сдерживается контрольными органами в коррупционных целях.


(Н. Мендкович, справа у двери).

Более позитивной была признана ситуация в сфере транзита КНР-Казахстан-Россия-Беларусь-ЕС (доклад Н. Мендковича). Благодаря соглашениям Китая с Евразийской Экономической Комиссией юридическая база транзита более или менее налажена, и сейчас ведется работа по развитию емкости и скорости транспортных коммуникаций, включая строительство скоростной магистрали Москва-Казань (с перспективой продления до Пекина) в интересах пассажирских перевозок.

Интерес КНР к созданию «Шелкового Пути» через страны ЕАЭС обусловлен потребностью в прямом сухопутном сообщении с рынками Евросоюза, ведь сейчас большая часть перевозок осуществляется кружным морским путем, что может потребовать до 40 дней на доставку грузового контейнера. Сухопутный же маршрут через страны евразийского проекта занимает в пределах 10-15 дней. Создание общей таможенной зоны в рамках ЕАЭС устраняет бюрократические препятствия на этом пути и вызывает интерес Китая.

Участники обсуждения скептически оценили альтернативные транспортные проекты, включая Транскаспийский, к которому проявляли интерес Грузия и Украина (он связан с большим числом перевалок в морских портах, что существенно замедляет и увеличивает стоимость доставки груза), и признали его — чистой пиар-акцией. Также звучали скептические отзывы о прокладке Китаем железной дороги через горные районы Кыргызстана, так как на данном направлении объемы грузоперевозок недостаточно велики, чтобы окупить строительные работы.

В сфере развития Трансевразийского «Шелкового Пути» также были отмечены некоторые проблемы, в том числе в части развития транзитных грузовых терминалов, особенно приграничного Хоргоса. Местная администрация пошла по пути ускоренного наращивания площади складских помещений, но упустила ряд инфраструктурных моментов, обеспечение техникой, включая грузовые краны. В будущем это может привести к тому, что приграничные терминалы станут «узким местом» на пути товаров из Китая в ЕС.

В целом, участники из КНР и РФ признали сопряжение ЕАЭС и ЭШП наиболее перспективным направлением сотрудничества, над которым однако необходимо серьезно работать, чтобы оно развивалось быстро и в полную силу.