Визит Помпео в Центральную Азию
Статья о визите Майкла Помпео в Центральную Азию, его целях и задачах. Автор: Никита Мендкович, глава ЕАК. Впервые опубликована МИА «Россия сегодня».
Глава Госдепа США Майкл Помпео посетил Нур-Султан и Ташкент, а также принял участие во встрече министров иностранных дел региона в формате «C5+1» («Центральная Азия – США»). Визит планировался еще в начале января, но Вашингтон был вынужден его перенести из-за конфликта с Ираном и осложнения обстановки на Ближнем Востоке.
В Ташкенте Помпео дал высокую оценку экономическим реформам республики и пообещал два миллиона долларов помощи на «развитие капитала» и «развитие связей с Афганистаном».
Вопрос: что реально стоит за этой риторикой?
Борьба с конкурентами
По мнению экспертов, Помпео пытается отвоевать место под солнцем у России и Китая. В Казахстане он сделал акцент на уйгурской проблеме, одобрил отказ Нур-Султана выдать некоторых эмигрантов назад в КНР и выразил надежду на сохранение подобной практики.
В регионе действует НПО «Атажурт Ериктирели», чьей регистрации в республике долго добивался Госдеп. Она ориентирована на работу с эмигрантами и ведение антикитайской пропаганды. Есть и ряд других организаций, финансируемых США и работающих с диаспорой.
Помпео намекнул, что США готовы даже компенсировать потери от упущенных сделок с Китаем, предложив Казахстану более выгодные инвестиционные проекты. Однако последнее сомнительно: курс администрации Дональда Трампа ориентирован на максимальную концентрацию производств в США, и вряд ли президент согласится отступить от этого принципа ради локальных дипломатических сделок.
В Ташкенте, по сообщениям СМИ, Помпео и вовсе поставил вопрос об ограничении отношений Узбекистана с ЕАЭС статусом наблюдателя и посоветовал «сначала подумать о вступлении в ВТО». Последнее звучит как угроза создать проблемы при вступлении в эту организацию, если Ташкент продолжит сближение с Москвой и евразийским проектом.
В общем, Помпео показал, что США намерены продолжать экспансию в регионе и не откажутся от конфронтации с иными игроками, включая Китай, Россию и Иран.
Есть и военный аспект
В целом экономика региона мало интересна Вашингтону: сказывается и удаленность Центральной Азии, и общая экономическая идеология действующей администрации. В лучшем случае инвестиционные проекты могут служить инструментом решения задач в сфере политики и военного присутствия.
Реальные интересы США в регионе традиционно определяет ситуация в Афганистане. В этом году, по некоторым сообщениям, уже в феврале может быть подписан мир между Вашингтоном и «Талибаном»* и начаться процесс вывода войск. Оперативная обстановка осложняется, позиции официального Кабула ослабевают в ходе боев, и может потребоваться даже экстренная эвакуация некоторых частей, чтобы гарантировать безопасность американских солдат.
В этом случаи НАТО будет нуждаться в маршрутах для вывода войск, а также для снабжения остающихся авиабаз, если с талибами* удастся договориться об их сохранении. На севере для США особенно важен железнодорожный маршрут от восточного побережья Каспия в Казахстане до афганского Мазари-Шарифа и перевалочные точки в Казахстане и Узбекистане. Сохранение существующих договоренностей — задача-минимум для Помпео.
Также Вашингтон мог предлагать превратить эти транзитные хабы в постоянные военные базы. За последнее время США уже эвакуировали несколько объектов с территории Сирии. Парламент Ирака также потребовал вывода иностранных войск, есть проблемы в отношениях с Турцией. Риск потери афганской инфраструктуры требует от Пентагона поиска новых вариантов размещения своих ударных частей на Среднем и Ближнем Востоке.
Другое дело, что Казахстан и Узбекистан вряд ли привлекут такие инициативы, учитывая отрицательный опыт пребывания американских объектов в этих странах. Они заинтересованы в получении финансовых ресурсов, безвозмездных поставках оружия и обмене информацией антитеррористических ведомств. Но навряд ли они захотят усложнять отношения с Россией и Китаем ради достаточно спорных инициатив.
Защита репутации
Наконец, Помпео явно использовал «С5+1» для улучшения отношений с некоторыми странами региона, испорченных в 2019-м.
Речь прежде всего о Кыргызстане, который прошлой весной отказался подписать соглашение о гуманитарном сотрудничестве, а теперь обсуждает новый закон о контроле над НПО, получающими финансирование из-за рубежа. Учитывая, что республика — главная база многих проектов, связанных с американским агентством USAID, такое ужесточение контроля должно беспокоить Вашингтон.
Эскалация продолжалась вплоть до сегодняшнего дня: в декабре МИД КР и Конгресс США обменялись жесткими заявлениями на тему свободы слова в республике, а в январе Кыргызстан попал в список стран, для которых ограничена выдача иммиграционных виз.
Одним из поводов для кризиса двусторонних отношений стало участие представителей НПО, получающих поддержку из США, в столкновениях в августе 2019 года в окрестностях Бишкека. Не так давно по этому делу был арестован известный активист неправительственного сектора Равшан Жээнбеков, которого власти обвиняют в захвате заложников и организации беспорядков.
Ряд республиканских СМИ писали, что Жээнбеков незадолго до начала летнего кризиса встречался с представителями американского National endowment for Democracy (NED), с которыми обсуждал консолидацию НПО в борьбе против власти и даже персональный состав будущего правительства. Некоторые авторы даже обвинили США в организации августовских столкновений.
Учитывая оппозиционные выступления в Казахстане, с лидерами которых, как выяснили журналисты, контактировали те же самые сотрудники NED, задача исправления имиджа США и сотрудничающих с ней НПО — весьма актуальна. Неудача может существенно осложнить применение «мягкой силы» США в регионе.
По итогам визита Помпео представитель Кыргызстана заявил об интересе к развитию экономического сотрудничества в рамках «С5+1». Последнее говорит о том, что Бишкек готов забыть прошлогодний кризис и претензии к NED, если американские инвестиции и гранты придут в экономику страны.
Однако вряд ли можно говорить о каких-либо стратегических прорывах. Скорей, США удалось, вопреки проблемам, удержать текущий уровень сотрудничества со странами региона и продолжить диалог.