У Кыргызстана лучшие показатели в ЕАЭС
ЕАК публикует материал, выпущенный кыргызстанским порталом «Заноза.кг» при участии наших экспертов.
Мир полон удивительных вещей. Так, например, по сравнению с другими странами — участницами Евразийского экономического союза у Кыргызстана по итогам 2016 года оказались самые высокие экономические показатели — уровень роста ВВП, торговли, низкий уровень инфляции и т. д. В связи с этим складывается впечатление, что Кыргызстан — самая успешная страна в ЕАЭС.
Zanoza.kg решила выяснить, действительно ли Кыргызстан в минувшем году совершил экономический прорыв и у кыргызстанцев есть повод для ликования или же воодушевляющие показатели на бумаге и реальность — немного разные вещи.
Две стороны одной медали
Как сообщил Zanoza.kg экономист, эксперт по ЕАЭС Никита Мендкович, высокие экономические показатели Кыргызстана в 2016 году связаны в первую очередь с вводом в экономику большого объема иностранных средств, в особенности по линии Российско-Кыргызского фонда развития: после внесения изменений в регламент работы фонда весной 2016-го объем кредитного портфеля и общее число поддерживаемых проектов выросло в несколько раз. В настоящее время РКФР участвует в более 600 проектов, что позволяет развертывать большие объемы работ по созданию и модернизации производственных фондов, что само по себе уже подогревает экономику. Есть определенные финансовые вливания и по линии других финансовых институтов, и евразийских, и зарубежных.
Также в 2016 году активизировались мероприятия по продвижению национальных товаров в России и Казахстане, что позволило Кыргызстану несколько расширить экспорт по ряду позиций, включая сельхозпродукцию. Кроме того, улучшению ситуации способствовал отказ правительства от жесткой конфронтации с иностранными инвесторами на крупных добывающих производствах, включая Кумтор.
Однако за все приходится платить, считает эксперт по ЕАЭС.
«Несомненно, у внешних инвестиций есть оборотная сторона медали. Сейчас общий уровень внешнего долга Кыргызстана очень высок, ряд экспертов опасаются, что правительство может потерять контроль над ситуацией. Кроме того, поступление больших объемов валюты требует от властей жесткой и последовательной кредитной политики, в противном случае страна рискует столкнуться с недофинансированием реального производства, зависимостью от импорта и т. п.», — считает Мендкович.
К сожалению, в условиях, когда ряд ведомств проявляет опасную нерасторопность в вопросах экономики, риски негативных проявлений остаются заметными. В статистике ВВП за январь отмечается очень существенный рост за счет отрасли услуг, опережающей реальные сектора, что должно стать первым звонком для экономических властей.
Мигранты — наше всё
Не стоит забывать и о колоссальном вкладе в экономику Кыргызстана трудовых мигрантов. Благодаря вступлению КР в ЕАЭС кыргызстанские мигранты получили в рамках союза трудовые льготы. По итогам минувшего года они отослали на родину порядка $2 млрд.
По данным главы Центральноазиатского института по развитию Алибека Тусупбекова, объем денежных поступлений от трудовых мигрантов благодаря вступлению КР в ЕАЭС в 2016 году увеличился на 20%. И сейчас экономика Кыргызстана сильно зависит от трудящихся за рубежом граждан. По его подсчетам, переводы от них составляют до 30% ВВП республики.
Контрабанда из Китая
Значимым фактором, отразившимся на экономических показателях Кыргызстана, является контрабанда товаров из Китая. По мнению экспертов, снятие таможенных границ с Казахстаном сыграло на руку контрабандистам.
Примечательно, что данные кыргызской таможни о поступлении товаров из Китая разнятся с данными таможенников Поднебесной в четыре раза — по официальным данным Кыргызстана, торговый оборот с Китаем в 2015 году составил $1,05 млрд, а по статистике китайской стороны — $4,28 млрд долларов.
ГТС пытается объяснить эту разницу в разных методологических подходах при подсчете товарооборота. Однако верится в это с трудом.
Правительство, где деньги?
По мнению Никиты Мендковича, хотя экспортная активность Кыргызстана растет, эта тенденция не продлится долго, если правительство республики будет медлить, как оно делает сейчас, с развитием экспортного потенциала страны.
«Резкое увеличение экспорта сельхозтоваров невозможно без полноценного запуска сети сертификационных лабораторий, однако работа в этом направлении не завершена якобы по причине нехватки средств. В прессе появилась информация о том, что власти КР уже обратились к Казахстану с просьбой о выделении дополнительных $30 млн помощи для создания сертификационной сети. Но данная сумма кажется мне странной. Для сравнения, насколько помню, такую же сумму США потратили на создание в Грузии лабораторного комплекса по изучению смертельно опасных вирусов и пригодного для создания биооружия. Причем, скажем честно, в эту сумму, видимо, входили и «коррупционные издержки» грузинской стороны. Возникает невольный вопрос: что ответственные органы с такими затратами планируют строить в Кыргызстане? Не идет ли речь о намеренном раздувании сметы? Наконец, что стало с прошлыми пакетами экономической помощи, которые предполагалось потратить на решение этой проблемы? Россия, например, за последние 7 лет выделила более 375 млн долларов на поддержку по линии госбюджета», — говорит Мендкович.
По словам экономиста, от властей КР требуется обширный комплекс мер по сертификации сельхозтоваров, развитию закупочной инфраструктуры для фермеров, а также модернизации сельского хозяйства и кооперации. Однако во многих областях профильные ведомства, включая Минсельхоз, считает эксперт, слишком пассивны.