Станрадар: Зачем Кендирбаева и Ко выращивают зомби по-сингапурски?
Депутаты парламента стали критиковать министерство образования и его реформы. 17 февраля депутат парламента Надира Нарматова обвинила министра Догдуркуль Кендирбаеву в развале системы образования и сожалела о том, что парламент ранее поддержал проект реформ.
«Вы саботировали и разрушили все гимназии и лицеи… Педагоги упали духом. Мы поддержали ваш законопроект, но вы не оказались готовы к реформам. У вас нет проекта 12-летней школы, нет программы и учебников» – говорила Нарматова главе министерств на заседании парламентского комитета.
Почему масштабная реформа терпит неудачу? Программа реформ «Полярная звезда» («Алтын казык») готовится не первый год. Основные ее положения озвучивались еще в мае 2023 года. Тогда разработчиком реформ стал «Фонд Розы Отунбаевой», где Кендирбаева была исполнительным директором. Проект предусматривает переход на 12-летнее обучение с 6 лет, усиление STEM-компоненты (точные и естественные науки), закрытие гимназий и лицеев, изменение программ обучение по образцам Сингапура.
Однако официальные лица избегают давать полное описание своих реформ и их смысла, без которого невозможно понять причины неудач.
Учимся тоталитарности
Нужно честно признать, что реформа образования означает ликвидацию всего привычного для нас от детского сада до вузов. Лицеи и гимназии — это первые ласточки полного уничтожения системы образования. «Настоящая система школьного образования, можно сказать, выполнила свою миссию… Если мы сейчас быстро не перестроим систему школьного образования на совершенно другой формат функционирования, то далеко отстанем не только от всего мира» – признала замминистра Надира Джусупбекова (интервью 13 декабря 2024).
Прикрываясь разговорами о реформе на основе «мирового опыта», Кендирбаева очень близко копирует систему образования в Сингапуре. «Программы и учебные материалы Сингапура, созданные на базе стандартов Кембриджа, будут адаптированы к нашим условиям» (Кендирбаева 18 марта 2024); «Мы изучили новую программу Сингапура и Кыргызстана. 70 процентов совпадает» (Кендирбаева 16 августа 2024).
Что это за зверь такой, «сингапурская система», давайте разбираться? Сингапурский подход основан на совершенно другой роли учителя, который перестает передавать знания всем ученикам, а «руководит» классом. («Роль учителя как передатчика готовых знаний изжила себя» – Майкл Тируман, глава союза учителей Сингапура, 2016).
Система построена на том, что педагог общается с учениками через серию англоязычных коротких команд. Эти команды сопровождаются жестами, «тэк оф – тач даун», «джот тост», «тим чир» и другие. Всего стандартных команд до 250, но преимущественно используется 13 основных. Вместо имен у учеников в классе используется номера. Атмосфера мрачная, напоминает не то антиутопию Замятина «Мы», не то колонию для несовершеннолетних. Ученые считают, что в Сингапуре и странах АТР эта система не так пугает из-за более тоталитарных практик в семье, на работе и обществе. Однако для постсоветских или тюркоязычных культур эта метода совершенно не подходит. В 2014-2015 пытались внедрять «сингапурскую систему» в нескольких школах Татарстана, но свернули проект из-за протестов учителей и родителей».
Своим мнением о проводимых реформах поделился психолог, кандидат педагогических наук Владимир Школьный, который 30 лет проработал в системах среднего и высшего образования Кыргызстана. Он считает бессмысленной и неуместной образовательную реформу Кендирбаевой: «К массовой системе образования она вообще не подходит никаким боком! Причём, не потому, что она мне не нравится, а из-за её неприемлемости к современным реалиям в КР».
«Не надобны умные»
Сингапурская модель не демонстрирует какой-то особой эффективности в сравнении с другими государствами мира. Сравним образовательный уровень взрослого населения по международному индексу PIAAC.
«Советская система» в России дает 275 баллов по уровню грамотности и 270 в математических навыках у взрослых. Это хороший уровень, примерно столько же в Австрии или Германии и больше, чем у США и Великобритании. У Сингапура же 257-258 баллов. Он не входит даже в первую 20-ку и уступает, например, странам Восточной Европы, Словении, Литве и Польше. Не менее показательно сравнение медальной статистики международных школьных олимпиад и многие другие показатели.
Надо понимать, что «сингапурская» система поддерживается «Всемирным банком» (ВБ) в рамках проекта «Глобальное образование». Он отталкивается от транснационального заказа на обучение, заточенное под воспитание «человека послушного». По замыслу, средний человек должен обладать умственными и поведенческими характеристиками: нужны послушные, выносливые и исполнительные люди будущего. Методика, на которой базируется сингапурская модель, приучает ребенка к работе исключительно в команде и по команде. Это тогда, когда действует коллективный разум и у ребёнка снижается критичность. Из детей просто будут делать «инертную массу», которая может быть легко управляемой и направляемой, «как надо».
Вероятно, такая система импонирует и «Фонду Розы Отунбаевой», где зарождалась наша образовательная реформа. Еще в 2019 году, когда проводимая «Фондом» скандальная выставка современного искусства «Феминале» вызвала протесты общественности. Тогда Кендирбаева вместе с Отунбаевой сетовали на падение уровня культуры и образования в стране, с искренним презрением говоря о критиках. «Город наполовину превратился в село. Но мы не можем теперь идти назад к уровню сельчан. Извините, мы с вами разделимся на сельских, городских, мырков и еще кого-то. Так нельзя» – заявила Роза Отунбаева, а Кендирбаева, будучи директором ее фонда, никак не осудила этот «культурный расизм».
Здесь один шаг до желания воспитать людей так, чтобы они не смели критиковать современное искусство, когда его хвалят на английском. И здесь нужна система образования, которая должна не «выучить», а «вышколить». Чтобы он не спорил, а повиновался. И по команде, строем шел на майдан.
Образование не для всех
Сингапурская система образования, по сути, – колониальная модель, где нужно подготовить массу учеников минимальным числом учителей и усилий. Колонией Великобритании Сингапур перестал быть еще в 1963 году, но продолжил оставаться торговой базой для западников, нуждающихся в рабочей силе, которая бы справлялась со своими обязанностями, но не слишком «умничала».
Наше образование неидеально, но из-за нехватки ресурсов, а не «идейной основы». В Кыргызстане во многих местах не хватает школ. Дети вынуждены учиться в три смены, ибо не хватает мест в школе. В одном классе может быть до 50 учеников. Существующего штата учителей не хватает, а почти половина педагогов – предпенсионного возраста. Молодежь не идет в профессию из-за низких зарплат, и большинство выпускников «педов» не идут в школы или увольняются оттуда через пару лет работы. Не хватает учебников. Растет число аварийных зданий школ.
И несмотря на это — сотни учителей героически делают свое дело, пытаются передать знания и воспитать молодежь вопреки всему. Достучаться до детей, дать шанс на лучшую жизнь.
Реформа образования «колониального» образца – это предательство их усилий и будущих поколений.
Полина Беккер