Сотрудничество ЕАЭС и ЭПШП позволяет выиграть всем участникам
Мы публикуем материал издания «Деловая Евразия«, посвященный перспективам сопряжения ЭПШП и ЕАЭС, подготовленный при участии экспертов ЕАК.
Российско-Китайская рабочая группа по сопряжению строительства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП), провела второе заседание, сообщает РИА-Новости со ссылкой на Минсельхоз РФ.
Издание отмечает, что российская сторона предложила использовать имеющиеся и подготовленные ранее наработки по инвестиционному сотрудничеству, а также ряд других проектов, в основе которых – опора на интеграцию.
— Предполагается, что сопряжение будет реализовано по двум основным направлениям — путем заключения соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и посредством реализации совместных проектов с КНР, имеющих интеграционный эффект и представляющих интерес для двух и более членов союза, — говорится в сообщении.
Результаты рабочей группы по определению конкретных проектов помогут правильно определить содержание соглашения для поддержки данных проектов. Соглашение предусмотрит оговорку, которая позволит в дальнейшим углубить его нормы и распространять на других участников, прежде всего, на страны Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Кроме того, соглашение позволит создать развернутую систему институтов сотрудничества, которые будут состоять из диалогов профессиональных отраслей и политического руководства во главе с главами правительств России и Китая.
Пока же очевидно, что в основе своей смысл сопряжения Союза и ЭПШП состоит в расширении китайского транзита через территорию стран-участниц, что можно считать относительно выигрышным для евразийского проекта. При этом, даже в случае только транзита страны ЕАЭС лишь за счёт оплаты транспортных и складских услуг в обычном режиме смогут получить не менее 900 млн. долл. дополнительной прибыли. Кроме того, речь идет о крупных китайских инвестициях в развития транспортной сети России и Казахстана.
— Китай выигрывает от того, что получает быстрый наземный маршрут доставки товаров в Европу, — поясняет в беседе с «Деловой Евразией» российский учёный, эксперт РСМД, Никита Мендкович. — Так как доставка южным морским путем занимает более 40 дней, а через территорию ЕАЭС – менее 15. ЕАЭС получает дополнительные финансовые ресурсы, толчок для развития транспортного сектора. В Казахстане с «китайскими перспективами» во многом связана часть проекта «Нурлы жол», которая направлена на модернизацию путей сообщения.
Отношения с ЭПШП, по словам экспета, отрегулирует соглашение об общих таможенных правилах и обмене соответствующей информацией. При этом, речь идет не о сопряжении равных проектов. «Пояс» не является объединением общих структур и полномочных органов, и для Китая он, в первую очередь – совокупность инициатив для сотрудничества с соседями для решения транзитных вопросов. В этой связи появление ЕАЭС выгодно КНР, так как упрощает процесс согласований.
Между тем, традиционно Китай не столько способствует развитию партнёров, сколько банально использует их – как технически, так и путём вовлечения в неравноправные кредитные проекты. Как правило, китайские кредиты осваиваются китайскими же предприятиями. В этой связи, считает эксперт, всё зависит от политической воли партнёров КНР.
— Во-первых, дорога будет все-так пролегать через территорию ЕАЭС и никуда не денется. Во-вторых, это вопрос конкретных договоренностей и возможностей принимающей стороны. Россия добивается достаточно выгодных условий по транзиту дорог на участке Москва-Казань и Дальнем Востоке. Больший объем работы реализуется силами отечественных подрядчиков и их комплектующими. Под дорогу Москва-Казань запускается совместное производство подвижного состава на паритетных началах. Китай настаивает на самостоятельном освоении средств в странах Центральной Азии, но Россия, например, имеет возможность отстаивать свою выгоду, — отмечает собеседник.
При этом, по его словам, в настоящее время у евразийцев есть больше инструментов для продвижения собственных национальных интересов в проектах с участием Китая.
— ЕАЭС должен расширить возможности маневра для всех участников, если МИД этих государств смогут достойно использовать их. А будет ли это реализовано, зависит от действий национальных элит. У стран-участниц ЕАЭС есть все полномочия, чтобы договоримся и настаивать на своём, — подчеркнул Никита Мендкович.
Павел Громский