Сирийская война и интересы стран Центральной Азии

Война в Сирии за последнее время превратилась в глобальный политический фактор, который прямо или косвенно касается практически всех регионов Евразии. Исключением не являются и центрально-азиатские государства, которые связаны с сирийскими событиями и в силу тесного взаимодействия с Россией и Турцией, участвующих в конфликте, и в силу общности источников террористической угрозы.

В настоящий момент военная ситуация в Сирии меняется очень быстро в связи с активизацией войск официального Дамаска и российских Военно-Космических Сил в районе Пальмиры и Алеппо. Сейчас ключевой для дальнейшего хода войны является Алеппская операция, в ходе которой сирийско-российской группировке удалось блокировать на территории города значительные силы террористов.

Успешная ликвидация данной группировки вооруженной оппозиции должна привести к исчезновению или сильному сокращению одного из наиболее проблемных для официального Дамаска фронтов. Победа под Алеппо должна сделать возможной более свободное управление наземными ударными частями, скорое наступление союзных сил на Ракку, столицу ДАИШ, и ликвидацию большинства крупных анклавов под контролем террористов в течение 2-3 военных кампаний.

Несомненно, что ход боевых действий под Алеппо стал важной составной частью мировой геополитики. К идущим событиям проявляют интерес США, Турция, Франция, Саудовская Аравия и даже структуры ООН. Однако важно понять, какова роль этих событий для государств Центральной Азии.

Можно выделить три основных проблемы:

  • влияние операции на существующие террористические организации, действующие в регионе;
  • влияние на Россию, ее военный и экономический потенциал, а равно интенсивность политики в регионе;
  • влияние на Турцию, ее внешнюю политику, а также ее взаимоотношения с Россией, ведь российско-турецкий конфликт уже ставил в недалеком прошлом страны ЦА в дано сложное дипломатическое положение.

В настоящем докладе эксперты ЕАК постараются ответить на поставленные вопросы.

Террористическая угроза

Северо-западная часть Сирии и, в частности, Алеппо является регионом наибольшей активности международных террористических организаций, в рядах которых сражаются выходцы из стран СНГ.

Сам город является основным укрепленным пунктом организации «Джебхат ан-Нусра», которая активно вербовала своих боевиков в России, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане и напрямую, и при посредничестве местных экстремистских организаций. (В настоящий момент организация начала пользоваться названием «Джебхат Фатх аш-Шам», чтобы обойти введенные против нее санкции). Кроме того, в попытках деблокировать город со стороны боевиков участвует группировка «Катибат аль-Тавид», где традиционно много этнических узбеков из ЦА.

По нашим оценкам, в общей сложности в Сирии и Ираке находится от 5000 человек, являющихся выходцами из СНГ, на театре военных действий близ Алеппо оказалось задействовано таковых не менее 1000.

В случае успешного наступление проправительственных сил под Алеппо до конца осени 2016 года будут ликвидированы все местные центры «Джебхат ан-Нусра», в том числе отвечающие за взаимодействие с ячейками организации вне Сирии и Ирака. С одной стороны – это приведет к временному сокращению активности указанных групп, лишенных руководства, с другой – создаст проблему «обратной волны» боевиков, возвращающихся на территорию родных государств.

Вслед за ликвидацией «алеппской группировки» начнется массовое отступление отрядов экстремистов в сторону турецкой границы. Отступающие будут пытаться проникнуть на территорию Турции, а затем ЕС вместе с потоком беженцев. Позже вероятны попытки попасть через Калининградскую область на территорию СНГ, либо по фиктивным документам, либо – просто просочившись через государственные границы. Особенно это будет легко тем, кто не попал в поле зрение национальных спецслужб в качестве лиц, уехавших в зону конфликта, и может выехать на родину совершенно легально.

Возвращение радикалов может привести к росту террористической угрозы на территории всего Содружества, так как в зоне конфликтов радикалы пропитываются экстремистской идеологией и получают боевую подготовку, а попав домой могут пытаться восстановить в родных странах структуры аналогичные «Джебхат» и ДАИШ.

Общественное мнение

В настоящий момент в Центральной Азии существует неоднозначное отношение к событиям в Сирии. Через интернет во многих странах внедряется негативное отношение к официальному Дамаску и поддерживающим его российским ВКС. При поддержке Саудовской Аравии и Катара, которые являются спонсорами сирийской вооруженной оппозиции, включая группы союзные ДАИШ, в социальных сетях ЦА ведется откровенная пропаганда, реабилитирующая боевиков.

Официальные власти обвиняются в жестокости и антимусульманской политике, хотя в действительности по сирийской конституции 2012 года Сирия является мусульманским религиозным государством. (Статья 3: «Религией президента республики является ислам, Исламская юриспруденция должны быть основным источником законодательства»). Педалируется тема жертв бомбежек преимущественно с опорой на тенденциозные материалы арабских телеканалов.

 

Нейтральная и позитивная информация, включая достижения программ прекращения огня, поддерживаемых Россией и США, готовность официального Дамаска к демократизации политической системы после войны, успехи российских гуманитарных программ в Сирии – замалчивается.

Подобная пропаганда ведет к «героизации» боевиков и может создать некий романтический ареол для террористов, возвращающихся на родину, и облегчить вербовку наиболее внушаемой части молодежи. По имеющимся данным, подобные материалы уже сыграли роль в формировании террористических установок у членов экстремистской ячейки Актобе.

Турция и российско-турецкие отношения

До недавнего времени Турция и Россия занимали противоположные позиции по сирийской проблеме. Москва настаивала на бескомпромиссной борьбе со всеми террористическими группировками региона, Анкара – поддерживала связи с организациями, ведущими войну против сирийских курдов (опасаясь обострения «курдского вопроса» у себя дома), а часть турецкой элиты занимался перепродажей контрабандной нефти, ввозимой с территории, контролируемой ДАИШ.

Однако после неудачной попытки государственного переворота Турция заявила о намерении пересмотреть свои позиции по ряду принципиальных вопросов и попытаться найти платформу для сближения с Москвой.

По сообщениям турецких СМИ со ссылкой на анонимные источники, в ходе августовской встречи Владимира Путина и Реджепа Эрдогана в Санкт-Петербурге было достигнуто соглашение, касающееся сирийско-российского наступления под Алеппо. Анкара, якобы, взяла на себя обязательства блокировать каналы снабжения террористических групп, пытающихся деблокировать город, и прервать связи с «Джебхат ан-Нусра». Со своей стороны, Россия, видимо, обещала не оказывать поддержки курдским группировкам, ведущим войну против турецких властей. Судя по всему, такие переговоры действительно велись главой национальной разведки Хаканом Фиданом (Hakan Fidan), который сопровождал Эрдогана в поездке в Россию.

Трудно сказать, насколько достигнутый компромисс будет прочным, так как внешняя политика турецкого президента считается довольно непоследовательной, о чем можно судить на примере попеременных похолоданий и потеплений в отношениях с РФ. Однако, если достигнутый компромисс продержится хотя бы какое-то время, то это позволит Дамаску завершить операцию под Алеппо и даст перспективу близкого окончания гражданской войны.

Позиция России

Завершение операции под Алеппо может оказать существенное влияние на политику России в Центральной Азии. Достижение стратегического успеха в Сирии на фоне очередных выборов российского парламента приведет к усилению партий настаивающих на более активной внешней политики Москвы, прежде всего, в странах СНГ. Причем это будет означать и укрепление механизмов безопасности, связанных с ОДКБ, и рост информационно-политического присутствия в регионе.

Успех в Сирии позволит России сосредоточиться на укреплении границ государств ЦА с Афганистаном с целью предотвращения вылазок боевиков Талибана и афганской фракции ДАИШ. Вероятна активизация переговоров о создании новых механизмов сотрудничества в афганском вопросе с Узбекистаном и Туркменистаном, не входящими в ОДКБ. Наконец, может вновь быть поставлен вопрос о создании военной базы или наблюдательной миссии в Оше.

Косвенным следствием роста активности региональной политики России может стать активизация инвестиционных и гуманитарных программ в регионе. В частности, появится шанс на возобновления переговоров о строительстве Нарынского каскада ГЭС, соглашение о котором ранее было расторгнуто Бишкеком. Возможно более активное участие РФ в строительстве таджикистанских ГЭС. Впрочем, последние планы будут сильно зависеть от намерений Москвы концентрировать финансовые ресурсы на инвестиционных проектах внутри страны.

Общие рекомендации

Наступление переломного момента в сирийском конфликте косвенно затрагивает интересы всех государств Центральной Азии, что требует оперативной реакции на вновь возникающие угрозы и риски.

В связи с изложенным, государственным структурам рекомендуется:

  • Заключить по линии спецслужб соглашение с Дамаском и Москвой о доступе к трофейным материалам о работе международных террористических организаций в Алеппо и праве участия в допросах пленных боевиков-уроженцев СНГ.
  • Создать по линии ОДКБ-СНГ коллективный наблюдательный центр в Калининградской области (РФ) с целью обнаружения экстремистов, пытающихся вернуться через этот регион на родину. Одновременно активизировать сотрудничество со спецслужбами России в рамках борьбы с экстремизмом в среде трудовых мигрантов, проживающих в Центральной России.
  • Объективно информировать населения в блоках международных новостей о событиях в Сирии, чтобы не допустить формирование «черно-белой» картины конфликта и героизации боевиков антиправительственных формирований. Усилить противодействия экстремистской пропаганде в национальных сегментах интернета на «сирийском» материале.
  • Поддержать возобновление российско-турецкого диалога, выпустить заявления с призывом к двум странам разработать совместную политику урегулирования сирийского кризиса. Возможно создание нового диалогового формата Турция-Россия-страны ЦА по проблеме борьбы с международным терроризмом.
  • Разработать совместную программу борьбы с угрозой «обратной волны» боевиков из Сирии и Ирака.