Ритм Евразии: За образованием из Казахстана в Россию. А из России в Казахстан?

 

Отток населения из Казахстана, начавшийся после 1991 года, продолжает превышать иммиграцию. Львиную долю уезжающих составляют люди «некоренных» национальностей, желающие покинуть РК из-за проблем с языком, медициной, социальными и культурными аспектами, но в последнее время стало расти и число «образовательных» эмигрантов. В первую очередь – молодёжи, желающей получить качественное образование за границей. В чём причины такой миграции?

Страна эмигрантов?

Если говорить о миграции, то для Казахстана её показатели отнюдь не радужные: с момента получения независимости количество иммигрантов превышало число эмигрантов лишь в период с 2004 по 2011 г. Конечно, казахские националисты и близкие им по духу чиновники это считают положительным явлением, поскольку основную массу эмигрантов составляет население «нетитульных» национальностей. А поскольку РК выбрала путь построения именно национального государства, то для них, как говорится, «баба с возу – кобыле легче». Да дело только в том, что во всём остальном мире называется реальной политикой: люди, численность и качественный состав населения – это важнейший ресурс развития. А вот из Казахстана этот ресурс бежит, и темпы эмиграции увеличиваются. Если в 2016 году из страны уехало 32 920 человек, в 2017-м – 35 680 человек, в 2018-м – 41 894 человек, то в 2019-м – около 45 тыс. человек. Это по данным казахстанской статистики.

Но есть основания не доверять ей, подозревать в занижении данных. Не секрет, что основная масса казахстанских эмигрантов уезжает в Россию. Так вот МВД РФ утверждает, что за 2017-2019 гг. российское гражданство получили 135 тыс. казахстанцев. За 2019 г. 50,4 тыс. человек получили гражданство РФ, ещё 63,3 тыс. – вид на жительство или разрешение на проживание. Итого около 114 тыс. человек уехали насовсем или на длительное время на ПМЖ в Россию, а в Казахстане таковых насчитали менее 40 тыс.

При этом каждый десятый житель РК планирует эмиграцию, и каждый третий из них, к недовольству националистов, является этническим казахом. По словам доктора исторических наук и этнического эксперта Ирины Черных, почти 30% уезжающих имеют высшее образование, а 25% моложе 29 лет. По данным казахстанского депутата Тургуна Сыздыкова, за пять лет численность молодёжи в республике сократилась почти на 463 тысячи, каждый пятый выпускник поступает в зарубежный вуз, в 2018 г. за пределы страны выехало 4 158 выпускников школ, а в следующем уже на 3,5 тыс. больше.

По данным Центра международных программ при МОН РК, с момента создания Центра за границей получили образование 100 тыс. казахстанцев, а в ближайшие 5-10 лет эта цифра удвоится. Старший партнёр Центра стратегических инициатив Олжас Худайбергенов утверждает, что «число казахстанцев, поступающих в вузы России и Китая после окончания школы, превысит 100 тыс. чел. ежегодно, начиная с 2022 г., а к 2025 г. число обучающихся в этих двух странах превысит 500 тыс. чел».

«Невозвращенцы»

Казалось бы, что плохого в том, что молодёжь учится за границей? Ведь в самом Казахстане много лет под эгидой правительства работают образовательные программы, по которым молодёжь направляется в лучшие зарубежные вузы, чтобы из них вырастили столь необходимых стране специалистов. Это в теории. Практика даёт несколько иные результаты.

По различным данным, высшее образование в России получают от 65 до 80 тыс. молодых казахстанцев и они с огромным отрывом лидируют среди иностранных студентов в российских вузах. Не меньше обучается в российских колледжах. Преимущественно в областных центрах, соседствующих с Казахстаном. При этом, по данным исследования, проведённого Центром аналитических исследований «Евразийский мониторинг», «Российско-Казахстанским экспертным IQ клубом» при поддержке Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ, 59% студентов нравится обучаться в РФ, скорее нравится ещё 28%.

Наиболее популярными ответами на вопрос, почему они выбрали именно Россию, стали варианты: «в российских вузах легче получить бюджетное место» (14%), «в российских вузах дают лучшее образование» (14%) и «удобно обучаться на русском языке» (13%). 11% ценит возможности получить приглашение на работу в крупную международную компанию в студенческие годы, а 10% – возможность более выгодного трудоустройства в Казахстане. Даже студенты, которым не нравится учиться в России, считают преимуществом вузов РФ то, что легче поступить на бюджетное место (19%), удобнее обучаться на русском языке (13%) и то, что их друзья уже учатся в России (12%).

Около 60% казахстанских студентов учатся в Москве, 8% в Новосибирске, по 7% в Екатеринбурге и Томске. 27% из них изучают гуманитарные науки, 22% – экономику и управление, а 24% выбрали своей будущей специальностью различные технические науки. При этом лишь пятая часть опрошенных хотят вернуться в Казахстан сразу же после окончания вуза, 40% планируют это сделать через некоторое время после получения высшего образования (после нескольких лет работы – 28%, после получения научной степени – 12%), 18% после учёбы собираются уехать в другую страну, а 22% намерены навсегда остаться в России.

Подобные настроения, как считают в казахстанском Центре аналитических исследований «Евразийский мониторинг», чреваты для РК серьёзными экономическими проблемами уже в недалёком будущем. Ведь на настрой вернуться у тех, кто хочет остаться поработать или продолжить обучение в России, в будущем непременно повлияет их текущее бытие: кто-то не захочет бросать престижную работу, кого-то «затянет быт» и изменившиеся семейные отношения, кто-то испугается того, что по возвращении на родину придётся заново встраиваться в окружающую реальность и искать работу. Как показывает статистика, в 2018 г. молодёжь до 28 лет среди безработных составляла 17,8% и за следующий год численность безработных среди молодёжи выросла еще на 3,4%. При этом число безработных с высшим образованием растёт быстрее, чем у молодых людей, не имеющих оного.

Обратная сторона диплома

То, что казахстанцы учатся в России, отнюдь не означает отсутствия встречного потока студентов. Правда, значительно более слабого. По данным казахстанского Минобразования, в 2019 году в республике обучалось 23 тыс. иностранных студентов, часть их приехала из России. Это, конечно, несопоставимо с цифрами казахстанских студентов в РФ.

Не спасает даже активная реклама казахстанских вузов, которую развернули землячества и представители министерства среди российских выпускников. «Мы побывали в восьми городах России: начали с Астрахани, затем Волгоград, Саратов, Самара, Оренбург, Орск, а также Челябинск и Омск, – рассказывает руководитель делегации Министерства образования и науки Казахстана Даурен Сабитов. – Мы планируем познакомить омских студентов и школьников с казахстанскими вузами. Ещё одна цель – это сотрудничество с российскими высшими учебными заведениями для обмена студентами, налаживания контактов, чтобы в дальнейшем совместно работать над разными проектами в научной, инженерной сфере и других. Сегодня мы представляем 12 университетов, но планируем расширить этот список».

Причины малого интереса россиян к обучению в соседней стране лежат на поверхности. Во-первых, значительно меньшее количество престижных вузов. Во-вторых, необходимость предварительного окончания девятимесячных подготовительных курсов, лишь после окончания которых станет возможно сдать Единое национальное тестирование (казахстанский аналог ЕГЭ), ведь для сдачи ЕНТ абитуриентам необходимо изучить государственный язык и историю Казахстана. В-третьих, обучение в казахстанских вузах в 2015/16 учебном году на казахском языке составило 62,7%, на русском – 34,3%, на английском языке – 3,0%, и доля казахского языка в преподавании продолжает расти.

Что говорить о россиянах, если значительная доля самих казахстанских студентов выбирают учёбу в России из-за обучения именно на русском языке? Ведь, как утверждают психологи, информация на иностранном языке воспринимается на 25-30% хуже, чем на родном. В-четвёртых, первокурсникам из России уже придётся заканчивать вуз к моменту окончательного перехода Казахстана на латинский алфавит, что ещё больше осложнит учёбу. В-пятых, как утверждают даже казахстанские студенты, в России больше вероятность поступления на бюджетное финансирование, чем в РК.

Немаловажным фактором является и более низкое, чем в России (и это тоже отмечают студенты-казахстанцы), качество образования. Это можно оценить даже по финансированию высшего образования: расходы госбюджета Казахстана в ВО в 2016-2017 гг. на 1 очного студента составили $504, тогда как в России – 8800, в Китае – 3245, в Турции – 3590, в Южной Корее – 9656, в США – 11319. Ещё хуже ситуация в среднетехническом и средне-профессиональном образовании, для которого не хватает ни специалистов, ни учебных материалов, ни даже соответствующей терминологии. Местные националисты активно жалуются в Минобразования на то, что не выдерживаются квоты на преподавание на казахском языке. В результате, как это было и на Украине, преподавание при отсутствии необходимой терминологии ведётся на жутком «суржике», что также не способствует качеству образования.

Конечно, в Министерстве образования РК строят наполеоновские планы по доведению в 2021 году численности иностранных студентов в казахстанских вузах до 50 тыс. человек (при этом, как утверждается, большинство из них составят россияне). Но, как опасается упоминавшийся выше О. Худайбергенов, одновременно с процессом оттока на обучение за пределы Казахстана может случиться так, что число поступающих в казахстанские вузы сократится до 50 тыс. человек и республике придётся ставить вопрос о кардинальных реформах в сфере образования и обеспечения занятости. Хуже того, многие казахстанские работодатели уже отказываются принимать сотрудников с высшим образованием, окончивших вузы в республике. И это не просто сигнал, это колокольный набат об огромнейших проблемах в казахстанском высшем образовании.

Федор Колосков