Ритм Евразии: Дипломатическая война Запада с Россией. Что дальше?

Дипломатические отношения между государствами весьма многогранны и сложны. При этом они зарегулированы международными договорами в области дипломатического права (основополагающей является Венская конвенция о дипломатических отношениях 1961 г.), в которых прописаны основные их правила, права и обязанности не только дипломатов, но и государств, их направляющих или принимающих.

Есть в этих документах и право высылки дипломатов, к нему в последние месяцы государства прибегают в особо массовом количестве. К примеру, если с 2000 по конец 2010 г. произошло 43 случая высылки различными странами российских дипломатов или Россией – иностранных, то только за период с 24.02 по 18.05 этого года – 61 случай. И, соответственно, за указанные периоды 92 и 725 дипломатов были объявлены нежелательными персонами в стране пребывания.

Кто такие дипломаты и как с ними борются

Причины высылки чужих дипломатов могут быть совершенно разными. От аморального поведения в обществе до совершения уголовных преступлений. Аккредитованные дипломаты обладают иммунитетом от любого преследования (за исключением технического персонала и консульских работников, имеющих ограниченный иммунитет) и не могут быть привлечены к ответственности даже за свои деяния, будь то нарушения правил дорожного движения или заказное убийство, шпионаж или чисто политический демарш принимающей стороны.

Но такова жизнь, что зачастую дипломатов высылают из страны пребывания без какой-либо вины с их стороны: ведь, помимо прочего, дипломатическое давление является одним из инструментов международной политики. И ради того, чтобы избавиться от «неудобного» дипломата, спецслужбы страны пребывания не стесняются ни провокаций, ни откровенных наветов.

Существует и такой приём давления на другую страну, именуемый «сокращение дипломатического присутствия». Ведь главными задачами дипломатов являются укрепление экономических, политических и культурных связей между пославшей их страной и страной принимающей, защита интересов своей страны в стране пребывания. Вот и получается, что высылка дипломатов серьёзно бьёт по интересам государства, дипломатов которого высылают.

Впрочем, одностороннее «прессование» – явление достаточно редкое, поскольку главнейшим в дипломатических отношениях является принцип паритетности. По сути, третий закон Ньютона, применимый в международных делах: сила действия равна силе противодействия. И высылка дипломатов одной страны с огромной долей вероятности приведёт к аналогичной ответной мере. Об этом прекрасно знают в министерствах иностранных дел, стараясь без особой нужды не использовать инструмент объявления сотрудников посольств персонами нон грата: нанося удар по другому, ты за редчайшим исключением, получишь ответный удар такой же силы.

Кто вам доктор?

Собственно, так и делалось после того, как США, страны ЕС и прочие сателлиты Вашингтона вступили в гибридную войну против России с началом специальной военной операции на Украине. Коллективный Запад приступил к высылке сотрудников российских дипломатических представительств, а МИД России, оценив последствия и подобрав кандидатов на отправку на родину, принимал симметричные меры.

Что характерно, дипломатическая война развивается по тому же сценарию, что и санкционная: чем более независимая страна в том смысле, что от неё мало что зависит в международных отношениях, тем большее рвение угодить Штатам она проявляет в «обнулении» собственных диппредставительств. Ведь очевидно: раз небольшая страна, значит, у неё небольшое число дипломатов. Но ради желания прогнуться перед Госдепартаментом лимитрофы готовы снизить уровень дипломатических отношений с Россией фактически до нуля.

За примерами далеко ходить не нужно. С 24 февраля этого года по конец мая Эстония, Латвия и Литва дважды высылали российских дипломатов и получали симметричный ответ. Посольства РФ в этих странах (как и посольства указанных стран у нас) сократились соответственно на 17, 16 и 4 человека. Такая «великая держава», как Северная Македония объявила о высылке 5 российских дипломатов. Словения – 33, Словакия отличилась высылкой 35 человек. Но «чемпионом мира» в этом вопросе стала Польша, «разменявшая» 45 сотрудников МИД.

Конечно, давление со стороны США испытывает фактически весь мир, ведь достоверно известно, что идея «дипломатической войны» против России принадлежит Вашингтону. И участие в ней – обязательное условие для тех государств, которым благосклонность Штатов важнее собственных интересов. Другой разговор, что кто-то, получив указания Вашингтонского обкома, «задрав штаны» соревнуется в демонстрации лакейской преданности, а кто-то выполнил приказ «для галочки». К примеру, на счету Румынии и Португалии по 10 высланных, у Австрии и Ирландии по 4, Норвегия ограничилась высылкой 3 дипломатов, а Люксембург, Чехия и Черногория и вовсе обошлись одним высланным каждый.

Но это касается небольших стран, не играющих серьёзной роли в международной политике. Если же вести речь о значимых странах, признанных «тяжеловесах», имеющих тесные экономические связи с Россией, то их внешнеполитические ведомства, похоже, подошли к вопросу удовлетворения американских хотелок очень взвешенно, просчитав собственные возможности.

По старой Европе число депортаций распределилось следующим образом: Франция – 41, Германия – 40, Италия – 30, Испания – 27. Но и их посольства при этом не «обнулились», как у прибалтийских «тигров». Такие небольшие страны, как Бельгия, Нидерланды, Дания, Болгария, Греция и руководящие органы Евросоюза весьма и весьма зависимы от Америки, поэтому явно «старались». Число высланных ими дипломатов равно соответственно 21, 17, 15, 13, 12 и 19 человекам.

Но «самыми хитрыми» оказались США с 13 высланными дипломатами, Япония с 8 и Швеция с 3. Почти та же история, что и с санкциями: Вашингтон требует их введения от других, но сам к ним присоединиться не очень-то и спешит, чтобы успеть «состричь купоны», пока дурачки по указке из-за океана гробят собственную экономику.

Ты виноват лишь тем, что хочется мне править

Как мы уже говорили, одним из основополагающих принципов дипломатии является принцип паритетности. Естественно, российское министерство иностранных дел придерживается его и в вопросах высылки дипломатов. Конечно, если посмотреть список шагов МИД по депортации иностранных дипломатов, то может показаться, что в ряде случаев мы «стесняемся» дать аналогичный ответ тем странам, которые ввязались в дипломатическую войну против нас. Но это не так. Идёт всего лишь отставание в адекватных мерах. И это понятно: вначале надо отмерить, а уж потом резать. Ведь решает, кто отправится домой, отнюдь не посольство, которому сообщили, что из его состава высылают, например, девять сотрудников. Решение принимается персонально по каждому дипломату в Москве.

В этом плане тоже действует Венская конвенция, согласно которой просто так, «за голубые глаза», лишить аккредитации абы какого дипломата нельзя, должен иметься весомый (по мнению, принимающей стороны) повод. И с этой точки зрения весьма любопытно взглянуть на то, какой повод нашли инициаторы «дипломатической войны».

Анализ показал любопытную картину, что лишь прибалтийские страны заявили откровенно: высылку российских дипломатов они осуществляют «в знак солидарности с Украиной». Остальные принялись пенять на якобы шпионскую деятельность сотрудников посольств России. Не многовато ли 688 шпионов только под «легендой» дипломатической работы? И повод к высылке российских дипломатов в подавляющем большинстве приведённых случаев один: сделать это приказали США.

Как и в случае с антироссийскими санкциями, дипломатическая война в первую очередь бьёт по тем, кто к ней подключился. Как мы уже упоминали, её инициатор США милостиво позволил своим сателлитам вкусить сполна все «прелести» сокращения дипломатических миссий. А значит, сокращения экономического, культурного, спортивного, туристического (впрочем, некоторые страны вообще запретили въезд на свою территорию российских туристов) взаимодействия с Россией. То есть снова решили действовать чужими руками.

Как и в случае с санкциями, сателлиты ощутят последствия своей лакейской позиции отнюдь не сразу. Но ощутят. В том числе и из-за снижения доходов посольств (к примеру, поступления от граждан страны пребывания за оказание консульских услуг, оплата стоимости виз, легализация документов и т. п.).

Сломать работающий механизм легко, но очень сложно его восстановить. Именно поэтому, скорее всего, нас ждёт «заморозка» не только дипломатических, но и вообще двусторонних отношений на самых разнообразных уровнях со странами, решившими поиграть в «дипломатическую войну». Если не большее: далеко не в этом году стал прослеживаться курс США на разрушение мировой системы дипломатических отношений, подрыв их основополагающих принципов.

Возможно, развязанная против России дипломатическая война – всего лишь один из этапов процесса превращения дипломатии в диктат страны, возомнившей, что ей дозволено абсолютно всё. Другое дело, что с такими претензиями не согласны многие, по крайней мере  и Россия, и Китай.

Александр Горохов