Ритм Евразии: Большой Алтай и евразийское единство

С 18 по 20 июля в Алтайском государственном университете проходил международный экспертный форум «Славяно-тюркский мир на пространстве Большого Алтая: история и современность». На площадке вуза онлайн и очно собрались около 100 ученых из 40 университетов, исследовательских институтов, музейных организаций России, Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана.

Поддержку форуму оказали Министерство науки и высшего образования РФ, правительство Алтайского края, Алтайский государственный университет, Научно-образовательный центр алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, Российское историческое общество, Ассоциация азиатских университетов.

Задача подобных мероприятий – построение долгосрочных добрососедских отношений со всеми странами на пространстве Евразии за счет совместного изучения и развития культурно-образовательных связей, основанных на этнической близости народов региона Большого Алтая, охватывающего не только перечисленные страны, но и Монголию и Китай.

От Средиземного моря до Восточно-Сибирского

Ученые всего мира безоговорочно признают, что формирование тюркской общности народов, ныне расселившихся от Средиземного и до Восточно-Сибирского морей, происходило именно в районе Алтая. От турок на западе до якутов на востоке и севере. И объединяет их единая алтайская прародина.

Если брать шире, то к алтайской языковой семье ученые относят и корейский, и японский, и монгольский, и тунгусо-манчжурские языки. Но разделение народов-носителей многих из данных языков произошло очень и очень давно, и связь, скажем, японцев и корейцев с Алтаем не прослеживается. В отличие от корейцев и японцев с островов Рюкю и Окинавы, монголы имеют самое непосредственное отношение к миру Большого Алтая, поскольку их этногенез происходил в тех же краях.

Впрочем, помимо серьезного влияния друг на друга в языковом плане, у монголов и тюрков имеются и другие объединяющие факторы. Самый главный из них – кочевой уклад жизни, общий для них вплоть до начала эпохи индустриализации. Большинство исследователей склоняются к тому, что древний народ хунну был если не общим прародителем монголов и тюрков, то их военно-политическим объединением. Как и потомки хунну – гунны, дошедшие до современной Франции и доставившие массу неприятностей Римской империи.

К Большому Алтаю относится и Китай, на западе которого живет один из древнейших тюркских народов – уйгуры. Монгольское население Внутренней Монголии превышает по численности население нынешнего государства, а еще в КНР живет ряд тюркских народов. Например, салары на западе Центрального Китая.

Наследие Орды

Если времена хунну и гуннов в истории еще не существовавшей тогда России не оставили заметного следа, то последующие волны Великого Переселения Народов «отметились» по полной программе. Это относится к расселению тюрков-огузов, включая летописных печенегов и турок-сельджуков, заселивших Азербайджан, Туркменистан и Малую Азию, и появлению у ее границ тюрков-кипчаков, именуемых в летописях половцами. А также к переселению на современную территорию с берегов Енисея населения Кыргызского каганата. В Поволжье появились предки волжских татар, чувашей и башкир.

Но основную лепту в становление мира Большого Алтая внесли походы Чингисхана и его наследников. Монгольская империя стала величайшим по территории государством в истории человечества, объединившим в единое целое пространство от Японского моря до Карпат, от устья Иртыша до Аравийского моря. Основной силой монгольской армии были не монголы, а различные тюркские племена, со временем сформировавшиеся в народы «тюркского корня».

Несколько сотен лет пребывания данных территорий в едином этнокультурном и правовом поле, сохранявшимся даже после распада империи на отдельные улусы, оставило неизгладимый след в наследии стран, входивших в нее. Пожалуй, за исключением лишь Китая, Кореи и Ирана, имевших многосотлетние «домонгольские» культурные и правовые традиции.

На России же отразилось и то, что основной вектор ее расширения был направлен на Восток и Юг, где жили преимущественно тюркские народы, свято чтившие наследие ордынских времен. Вплоть до того, что не считавшие правителя легитимным, если он не являлся потомком Чингиза. Причем за редчайшими исключениями эти народы присоединялись к России добровольно. Даже завоевание Ермаком Сибири было не государственной акцией (сохранился документ, в котором Иван Грозный грозит, что отрубит атаману голову за то, что он «портит отношения с Сибирским [ханом]» Кучумом, до того добровольно платившим дань Москве), а частной инициативой солепромышленников Строгановых.

Московское и позже российское законодательство вплоть до времен царицы Елизаветы гарантировало «инородцам» сохранение их уклада жизни, вероисповедания, неприкосновенности земель, системы налогообложения и даже внешней политики в вопросах объявления войны и мира. Все это зафиксировано в Соборном Уложении 1649 г. и является бесспорным наследием ордынских государственных принципов.

Славяно-тюркская Россия

На 2023 год тюркские народы составляли более 8% населения Российской Федерации, являясь второй по численности этнической группой после славян. Помимо них, в РФ живут около 180 тысяч калмыков и более 460 тысяч бурятов, относящихся к народам «монгольского корня». Численность живущих в России «народов Большого Алтая» увеличивается не только благодаря более высокой рождаемости «коренных российских тюрков», но и из-за активизировавшихся миграционных процессов. Так, в 2022 году российское гражданство только по Программе переселения соотечественников получили более 31 тысячи уроженцев тюркских государств.

Но куда большее число иммигрантов получает российское гражданство другими способами. К примеру, только за 8 месяцев 2023 года и только в Свердловской области гражданами РФ стали 5305 человек, большинство из которых прибыло из Средней Азии и Казахстана. Конечно, примерно четверть из них прибыло из Таджикистана, население которого не является тюрками, но, как говорит статистика, доля трудовых мигрантов, часть которых со временем приобретает российский паспорт, только из Узбекистана и Кыргызстана превышает 44% от всех въезжающих на поиски работы в Российскую Федерацию.

И в данном вопросе большую роль играет не только более низкий уровень жизни в этих странах, но и культурная близость с народами России, восходящая ко временам проживания в едином советском государстве и даже к ордынскому наследию. По сути, Россия является русско-тюркским государством, и признание на государственном уровне того, что тюрки также являются государствообразующим этносом Российской Федерации, не только послужит укреплению межнациональных отношений между населяющими ее народами, но и сблизит их с жителями тюркских государств. Ведь вклад потомков тюрков в становление и укрепление российской государственности, в ее культуру неоспорим. Достаточно вспомнить такие имена, как Михаил Кутузов, Николай Карамзин, Анна Ахматова и даже Петр I, мать которого принадлежала к роду Нарышкиных «татарского происхождения».

***

Научно-образовательный центр алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», организовавший проведение форума в Алтайском госуниверситете, проводит огромную работу по укреплению евразийского единства, объединяя усилия ученых многих стран по изучению нашего общего прошлого. А, судя по тому, что в мероприятиях НОЦ принимают участие почти 100 университетов и сотни ученых из вузов России и Азии, его исследования востребованы и перспективны.

Ольга Сухаревская