Никита Мендкович: Возможна ли новая революция в Кыргызстане?

В Кыргызстане в политике постоянно остается актуальным вопрос о возможности новой политической революции. Не секрет, что сейчас на уровне слухов обсуждается риск очередной попытки переворота в течение нынешнего 2021 года. Попытаемся поговорить серьезно и содержательно об этой проблеме.

На первый взгляд ситуация позиции власти крепки. Действующий президент Садыр Жапаров одержал победу на выборах с большим отрывом, набрав 79,2% или более 1 миллиона голосов в абсолютных значениях, что лучше, чем электоральный результат его предшественника Сооронбая Жээнбекова. Обществом также были поддержаны изменения конституции, которые чрезвычайно усиливают президентский контроль над государственными институтами.

Революционная столица

Но нужно помнить, что революции фактически происходят не в стране, а в столице. В событиях октября 2020 года критическую роль сыграли именно столкновения на улицах Бишкека при участии бишкекчан и жителей Чуйской области. Данный регион традиционно испытывал неприязнь к южанину Жээнбекову, что предопределило крах режима в течение одной ночи.

Вопреки ожиданиям самих лидеров протеста в акции быстро включилась большая масса местных жителей, а их земляки в полицейской форме в итоге сдали Белый дом, если верить рассказам очевидцев. «Два раза милиция разогнала, но все, разбежавшись, вновь собирались на площадь. В третий раз им дали коридор, и они просто в 3.10/3.15 выломали ворота и ворвались» — описал мне события ночи 5-6 октября один активный участник.

Хотя Жапаров – северянин, уроженец Иссык-Кульской области, но он также не смог добиться поддержки жителей столицы и окрестностей. На выборах президента глава государства получил наименьший уровень поддержки в Бишкеке (52,3%) и Чуйской области (73,7%). Даже в Ошской области, среди земляков свергнутого предшественника, он получил больше (82,3%).

На индивидуальном уровне есть ощущение, что критика власти, порой очень жесткая, стала очень популярной в Бишкеке и Чуйской области. Причем такие настроение демонстрируют все группы населения, включая традиционно политически инертное русскоязычное сообщество. Его политизация началась еще 2019-м, но смена власти ситуацию и вектор настроений не изменила.

Да, технически глава государства победил и в столичном регионе, но отклонение в поддержке избирателей означает серьезный протестный потенциал. А на фоне социальных проблем поддержка может критически снизиться очень быстро.

Нелояльная элита

Не секрет, что отношения нового главы государства с региональной элитой не заладились с первых дней. Часть бизнеса стала ждать агрессивной экспансии конкурентов с Иссык-Куля. Изначально эти опасения подпитывало поведение сторонников Жапарова, прибывших в столицу в октябре. Инциденты с редакциями СМИ, якобы не посылавшими корреспондентов на митинги сторонников президента, попытка заставить некоторые гостиницы бесплатно разместить прибывших оставили очень неприятный осадок.

Позже у образованной части городского населения неприятие вызвала эпопея с «иссык-кульским корнем», который стали вопреки оценкам врачебного сообщества продвигать президент и министр здравоохранения Бейшеналиев. В адрес представителей власти зазвучали обвинения в безграмотности, неумении наладить медицинскую помощь, которые подстегивают совершенно объективные проблемы в борьбе с очередной волной коронавируса.

Постоянную оппозиционную агитацию ведет прослойка, связанная с западными НПО. Отношения президента с США изначально не сложились, а американское посольство даже пыталось помешать его утверждению и.о. премьера в октябре. Учитывая симпатии Байдена к тактике «цветных революций», можно полагать, что внешние силы сделают максимум для реализации революционного сценария.

А в текущих условиях Бишкека и Чуйской области пропаганда будет падать на благодатную почву, пока президент не сможет выстроить отношения с местным населением и элитами.

Социальный вызов

Существенно дестабилизируют ситуацию социальные последствия коронавируса. Пандемия значительно сжала рынок труда, ограничив доходы населения. Эксперты МВФ выдвигают катастрофические прогнозы о росте уровня бедности в республике до 35% в течение 2021 года, а инфляция и плохая динамика доходов видны уже сейчас.

Ситуацию в стране в целом частично стабилизируют поступления от трудовых мигрантов из России, которые к концу 2020-го практически вернулись к докризисному уровню, и выручка от экспорта сельхозпродукции. Однако рост цен на продукты и транспорт, а также ожидаемый рост тарифов ЖКХ – не могут радовать.

По состоянию на весну 2021 года появились признаки, что у населения Кыргызстана начали заканчиваться сбережения, которые позволяли сглаживать кризисные явления. Выросло число объявлений о продаже предметов длительного пользования и даже готовности обменять их на продукты. Однако запуск экономики с отменой всех ограничительных мер невозможен сейчас из-за тяжелой эпидемической обстановки.

Да, власти не бездействуют, но переломить ситуацию не удается в том числе в условиях нехватки финансов. Между тем, уже в этом году должны пройти парламентские выборы, которые могут стать катализатором общественной активности, включая оппозиционную.

Вполне естественны и правомочны усилия власти по пресечению подстрекательства к беспорядкам. Например, принятие парламентом поправок к закону об НПО, санкции за призывы к беспорядкам и национальной розни в соцсетях. Но это не отменяет необходимости выстраивания отношений с бишкекчанами и жителями Чуйской области.

Речь не об очередных формальных встречах с людьми, которых консультанты запишут в «лидеры мнений». Прошлая администрация с такими целями вела диалог с западными НПО, хотя непонятен смысл в этом посреднике, когда можно просто принять американского посла.

У большинства социальных групп нет четко определенных лидеров. Из-за частых ротаций политической элиты в последние 20 лет в Кыргызстане просто огромный околополитический класс амбициозных и напористых экс-элитариев, которые охотно говорят с властью от лица общества, хотя подчас плохо понимают его интересы.

Руководство страны должно непосредственного через органы власти общаться с населением и слышать его. Оценивать проблемы и устремления, искать пути их решения.

Помимо острых социальных проблем, которые объективно невозможно решить здесь и сейчас, есть масса других точек для диалога.

Например, в Бишкеке в последние годы остро стоит проблема озеленения, жители часто обвиняли городские власти в систематическом уничтожении зеленых насаждений. Встает вопрос не только о ценах на транспорт, но о его организации в городе. Есть еще тысяча и одна проблема, которые беспокоят население столицы.

Может быть, власти стоит организовать работу над этой тематикой, чтобы граждане, лояльные и оппозиционные, поняли, что руководство страны слышит их реально пытается помочь?