Международная помощь странам Центральной Азии

3-4 июля 2017 года в Бишкеке прошла конференция  «Contested Global Governance, Transformed Global Governors?» Академии ОБСЕ, Американского Университета Центральной Азии и Французского Института Изучения Центральной Азии, посвященная обсуждению гуманитарных программ международных организаций в регионе.

Среди докладчиков были двое специалистов из России — Станислав Притчин (Институт Востоковедения РАН), выступивший с докладом о политических интересах глобальных игроков в регионе, и Никита Мендкович (ЕАК), рассказавший о логике гуманитарных программ евразийских организаций в Центральной Азии.

В ходе обсуждения прозвучал ряд критических оценок, показавших границы эффективности гуманитарных программ с точки зрения модернизации государств региона.

В рамках своего доклада Мендкович предложил критически оценить фундаментальные итоги существующих трудностей. «Стандартные» гуманитарные программы Запада в Центральной Азии — ориентированы на краткосрочный социальный или образовательный эффект, поэтому не могут оказать реального влияние на образ жизни, который определяется реальной экономикой. Зачастую, разговоры о правах человека — подменяют собой реальные попытки воздействовать на условия жизни общества и помогать гуманизации нравов. В ряде случаев представители западных НКО пытаются распространять принципы и ценности, которые не соответствуют реальным условиям региона и потребностям общества.

Евразийский проект предлагает иную модель отношений, в основе которой лежит реальное экономическое сотрудничество: формирование общего рынка, совместные инвестиционные проекты, создание новых цепочек добавленной стоимости на основе старых хозяйственных связей. Фактически нужно покупать для населения не рыбу, а — удочку. В сумме этот подход позволяет повысить реальное благосостояние граждан. Это создает дополнительные ресурсы на развитие образования, телекоммуникаций СМИ — формирует новую конкурентную среду.

Модеринизированное и индустриализированное общество более терпимо, это сокращает риск конфликтов на межэтнической и религиозной почве. В качестве примера можно привести Россию, где в результате экономического роста 2000-х резко снизился общий конфликтный потенциал. Этот сценарий можно повторить в Центральной Азии.

Присоединение Кыргызстана к ЕАЭС дало хороший толчок развитию национальной экономике. Доступ к общему рынку в течение первого года после вступление привлек внешних инвесторов и из евразийских государств, и из стран дальнего зарубежья. В долгосрочной перспективе ЕАЭС поможет увеличить благосостояние государств-участников и это уже создаст возможности для реальной гуманизации отношений внутри них. Не по указке извне, а в результате реального спроса на новые социальные институты у развивающегося общества.