Инвестиции Китая в России (справка)

image11

В связи с многочисленными вопросами о роли китайских инвестиций в проекты на территории России на фоне сокращения сотрудничества с Западными инвесторами ЕАК публикует краткую справку по данной проблематике.

Период 2013-2015 гг характеризуется ростом финансового потока из Китая в Россию, что является косвенным следствием повышения уровня отношения РФ и КНР. В 2013 году общий объем накопленных инвестиций в экономику России составлял 7,5 млрд. долл, в 2014 – достиг 8,3 млрд., к середине 2015 года – 8,7 млрд, что на 11,9% больше чем на аналогичный момент 2014-го. Во второй половине 2015 года некоторые СМИ сообщали об «обвале» китайских инвестиций в Россию, однако в действительности речь идет лишь о сокращении скорости прироста общей массы капитала, а не его оттоке.

Выделим несколько проектов осуществляемых в России при поддержке Китая:

  • Создание совместного производства автомобилей Hawtai и КАМАЗ в сентябре 2015 года. Сумма контракта не оглашалась, но ранее сообщалось о намерении китайской стороны вложить в проект более 1 млрд долл.
  • Строительство в России Хуадянь-Тенинской ТЭЦ, в которую китайская сторона вложила более 14,2 млрд рублей (запуск запланирован на 2016-й).
  • Приобретение китайской «Синопек» доли в российской «Сибур» за 1,2 млрд долл.
  • Создание высокоскоростной железной дороги Москва-Казань в рамках развития «Нового Шелкового Пути» по территории ЕАЭС, в который КНР намерены вложить 5,9 млрд долл (старт проекта запланирован на 1 марта 2016 года).
  • Кроме того, планируется создать совместное производство электропоездов для новой магистрали с паритетным участием российской и китайской стороны. Сумма сделки пока неизвестна.

887a31d47748c4a68072b07d3086704f

Уровень китайских инвестиций в экономике РФ мог бы быть не порядок выше, и пока уступает активности, например, в Казахстане и по абсолютным объемам, и по долее в ВВП. Однако это связано с тем, что власти России тщательно фильтруют китайские проекты, отсекая наименее выигрышные или ориентированные на развития исключительно за счет китайских ресурсов и персонала. Среди забракованных оказалось, например, предложение создать самолетостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре, ориентированный на производство турбинных самолетов Ма-600, в который китайская стороны намеревалась первоначально вложить 200 млн долларов.