Еженедельник «Звезда»: Ордынское наследие России

Турецкие идеологи на полном серьёзе взяли на вооружение миф о золотоордынском наследии Турции. Миф, рассчитанный на людей, плохо учивших в школе историю.

Желание Турции встать во главе тюркских государств — отнюдь не новость. Уже много лет для этого ведётся идеологическая подготовка населения тюркских постсоветских государств, готовятся организационные предпосылки. В частности — работает «Тюркский совет», в ноябре пройдёт саммит «Союза тюркских государств», а на начало следующего года запланировано формирование его организационных структур. В планах Эрдогана — объединение под «крышей» Анкары среднеазиатских республик и Азербайджана (тезис о «шести государствах и одной нации»), а также присоединение к «Тюркской империи» российских автономий с тюркоязычным населением.

Увы, но среди «татарских турков», «башкирских турков», «якутских турков», как называют в окружении турецкого президента татар, башкир и якутов, купившихся на утверждения турецких националистов о том, что Турция является наследницей Золотой Орды, находятся сторонники такого объединения. Совершенно не отдавая себе отчёта в том, что Россия на протяжении всей своей истории де-факто является славяно-тюркским государством, а ордынское наследие стало причиной её могущества.

Не родня

Совершенно верно: турецкие идеологи на полном серьёзе взяли на вооружение миф о золотоордынском наследии Турции. Миф, рассчитанный на людей, плохо учивших в школе историю. Ведь османы с момента нашествия монголов всегда были противниками государств, образованных чингизидами. Вначале — государства Ильханов, а потом — Тимура и его потомков. Причём, совершенно неудачливыми: дошло до того, что «Железный Хромец» в битве под Анкарой пленил турецкого султана Баязида и возил его по своим владениям в железной клетке.

Турция, за исключением некоторых восточных районов, никогда не входила в состав Орды. Даже на правах вассала. А учитывая открытое соперничество в регионе с государством Ильханов (кстати, не входившее в состав Золотой Орды и очень быстро иранизировавшееся), подчёркнуто демонстрировала свою самобытность, несовместимость с ордынскими принципами построения государственности.

Одним из краеугольных камней ордынского наследия во все века считалась принадлежность правителя к роду Чингисхана. Вплоть до того, что глава вновь созданного на обломках Орды государства не признавался соседями, если он не был Чингизидом. Доходило до фальсификации родословных и «притягивания за уши» очень спорных фактов родства с «Потрясателем Вселенной», как это было в случае с Тамерланом. А с этим пунктом у турецких султанов всё очень и очень «глухо».

Чужда туркам Орда и по национальному признаку. Как известно, турки-османы происходят из огузской ветви тюркских народов, а основу ордынского войска составляли тюрки-кипчаки. За исключением довольно малочисленных на тот момент (в сравнении с кипчаками) туркменов.

Объединяет Турцию с Ордой лишь ислам. Но и он был принят ордынской верхушкой отнюдь не от турок.

Странное иго

Первой столицей Золотой Орды, как поэтично называли через много лет после его распада Улус Джучи, как известно, был Булгар, один из крупнейших городов разгромленной Батыем Волжской Булгарии. И лишь спустя пару лет был построен Сарай Бату, а булгарские города постепенно пришли в упадок. Сегодня места расположения и Сарая Бату, и возвысившегося вскоре Сарая Берке, находятся на территории Российской Федерации. Древнерусские же земли после завоевания (отнюдь не всегда кровавого, известен целый ряд случаев, когда ордынцы устанавливали свою власть над территорией мирным путём) вошли в состав Улуса Джучи на правах вассалитета.

Следует сразу указать на условия этого вассалитета: на покорённой территории сохранялась местная знать, Орда не вмешивалась в религиозные дела (именно ко времени «татаро-монгольского ига» относится открытие наибольшего количества православных монастырей), позволяла вассалам самостоятельную денежную (чеканка монет) и внешнюю политику. Взамен вассалы были обязаны:

1. Формально признавать своё подчинённое положение относительно ордынских правителей (поездки русских князей в ханскую ставку за ярлыками на княжение).

2. Регулярно выплачивать налоги (дань) Орде. Причём, по расчётам советских историков, в XIII-XIV вв. размер дани составлял около 100 кг пшеницы с семьи раз в три года, а русские крестьяне предпочитали выплачивать её не «натурой», а серебром. И размер дани с годами только снижался.

3. В случае войны Золотой Орды с внешними врагами предоставлять центральной власти войско. В свою очередь, ордынцы оказывали помощь вассалам при внешней агрессии на землю тех, как случилось, например, во время Ледового Побоища. По свидетельствам ливонских источников, удар по «псам-рыцарям» нанесён объединённой русско-«татарской» конницей.

Всё!

А как же быть с ужасными набегами ордынцев на русские княжества? Автор однажды, взяв за основу труды Карамзина, провёл статистическое исследование причин ордынских набегов. Их оказалось… три. За период с 1240 г. и до Стояния на Угре чаще всего ордынцы ходили в походы на Русь… по просьбе русских князей для решения междоусобных проблем. Вторая по распространённости причина — многолетняя невыплата тем или иным княжеством дани. Третья — подавление бунтов. И лишь по шести набегам за 240 лет Карамзин не указывает их причины, что вовсе не значит, что они случились «просто так». Походы на Русь с целью банального грабежа начались уже после распада Золотой Орды. И уже они стали идеологическим обоснованием для демонизации ордынского периода существования русских княжеств.

Тюрьма? Для кого?

Просто сказать о том, что вхождение русских княжеств в состав Улуса Джучи каким-то образом повлияло на них — ничего не сказать. Устройство государственных институтов, военное дело, появление почтовых станций-ямов, дипломатические отношения (именно Чингисхану дипломаты всего мира должны быть признательны за свою неприкосновенность при исполнении своих обязанностей). Главное же — перенятые у Орды принципы взаимоотношений с вассальными территориями: уравнивание в правах местной знати с московской, невмешательство в религиозные и внутренние дела присоединённых территорий. И те же, что и в Орде, обязанности вассалов.

Причём это было закреплено законодательно: в Соборном Уложении 1649 г. и его обновлённой редакции 1682 г. русским под страхом экспроприации и «царской немилости» запрещалось совершать какие-либо сделки с землёй, принадлежащей обитателям вассальных окраин. Договора, заключённые Иваном Грозным с башкирскими племенами в 1652-1654 гг. и позже, запрещали русским должностным лицам и воинским подразделениям перемещаться по землям этих племён без предварительного согласования их маршрута со старейшинами племён. Вплоть до поимки на этих землях беглых крепостных. А жалобы на одного из хантыйских князей за то, что он ведёт «самовольные» войны с соседями поступали в Санкт-Петербург даже в середине XVIII века. И центральная власть могла его лишь пожурить за это.

Как быть с утверждением Ленина «Россия — тюрьма народов»? Да никак. Врал Ильич ради красного словца. Косвенное подтверждение тому — прозвище, данное волжскими татарами Екатерине II: «Зур Апай» — «Большая Тётушка».

Не всё так просто, как рассказывают спекулирующие на истории.

История взятия Казани, как её сегодня описывают татарские националисты-русофобы, в реальности совершенно не соответствует их словам. Во-первых, не было никакого «уничтожения огромной Россией крошечного Казанского ханства». На начало 1550-х и по численности населения и по экономическому развитию Казань и Москва находились примерно на одинаковом уровне. Во-вторых, Казанские походы Ивана Грозного были продиктованы не стремлением «обидеть белых и пушистых казанцев». В частности, с 1534 г. казанцы беспрерывно грабили русские земли. Причём в год совершая по три-четыре набега. Только по итогам похода 1549-1550 гг. по требованию Грозного из казанского плена было освобождено более 60 тысяч русских невольников. Это не «отфонарная» цифра — сохранились ведомости о постановке данных людей на продовольственное снабжение. Как пишет казанский летописец, очень многие отказались возвращаться на Русь из-за того, что за время в плену обзавелись имуществом, семьями, детьми, приняли ислам. И это — не считая людей, проданных казанцами в рабство в другие страны.

Поводом для окончательного взятия Казани тоже стали отнюдь не «имперские амбиции Москвы». В феврале 1552 г. из Казани сбежал хан Шах-Али, а место на престоле занял астраханский царевич Едигер, казнивший находившихся в Казани русских, включая дипломатов.

Подойдя к стенам города, Грозный всё ещё надеялся на мирное решение проблемы. За дни осады он дважды предлагал казанцам сдаться на почётных условиях: Казань должна была признать вассальную зависимость от Москвы, на её престоле сохранялся местный правитель, казанцам гарантировалась личная и имущественная неприкосновенность, а также свободное исповедание ислама. И лишь после повторного отказа от сдачи был принят решительный штурм. Итогом стало то, что на казанцев, единственный из народов, вошедших в состав Московского Царства, перестали распространяться ордынские принципы взаимоотношений с присоединёнными территориями.

Белый Царь

Именно ко времени Ивана Грозного относится признание России наследницей не только Византии, но и Золотой Орды.

Как уже упоминалось выше, для населения государств, образовавшихся на территории Улуса Джучи, верховный правитель мог происходить только из числа Чингизидов. А матерью Ивана IV была Елена Глинская, представительница рода князей Глинских, потомков старшего и среднего сыновей всем известного Мамая. Именно благодаря этому присоединение Казани к Московскому Царству было признано на всём постордынском пространстве.

Мы уже упоминали о добровольном присоединении башкир к России, в ходе которого Грозный подписал не один десяток договоров со старейшинами башкирских племён. Есть свидетельства того, что эти договора хранились у башкир в качестве реликвий даже во второй половине XIX века. Но башкирами дело не ограничилось. Добровольно изъявили желание присоединиться к Москве кавказские тюркские народы, а также Астраханское и Сибирское ханства.

Здесь нет никакой ошибки: Грозному пришлось брать Астрахань после дворцового переворота, случившегося позже. И сибирские ханы пару десятилетий добровольно (!!!) выплачивали Москве дань. Пока набеги «людишек» купцов Строгановых за Урал не вызвали негодования хана Кучума. Причём, узнав об уходе в Сибирь дружины Ермака, Иоанн Васильевич прислал Строгановым гневное письмо с требованием вернуть эту дружину «чтобы не ссорила меня с Сибирским» и угрозой отрубить Ермаку голову.

Мало кто вспоминает, что в эти же годы в Москву приезжали послы из Хивы и Бухары с просьбой к Грозному «дать им дорогу». Речь идёт не о прокладке пути, а о выделении сборщиков дани, которые назывались «даруга». И Москва… отказала принять вассальную зависимость этих постордынских государств из-за их удалённости.

Этим не заканчивается перечень народов, добровольно стремившихся войти в «тюрьму народов». Через 40 лет после смерти Грозного в состав России попросились (и получили согласие на это) калмыки, самое западное крыло монголов. Ещё через 100 лет присягу российской императрице приняли Казахские Жузы. Причём именно на ордынских принципах их вассалитета. А среди народов, живущих в Восточной Сибири (включая Монголию), распространилась концепция Белого Царя, под властью которого они придут к благоденствию.

Выражение «Белый Царь» отнюдь не говорит о цвете лица или его расовой принадлежности. У восточных народов белый цвет означает запад, а «Белый Царь» ассоциируется именно с правителем России.

Славяно-тюркская Россия

Россию строили не только славяне. Даже если брать поход Ивана Грозного на Казань, то не менее трети его войска составляли воины-тюрки из числа касимовских татар, ногайцев и даже казанских татар. Башкирская конница произвела неизгладимое впечатление на парижан во время Наполеоновских войн. Перечисление людей, оставивших яркий след в российской истории и имеющих тюркские корни, займёт несколько страниц. Сегодня Поволжье и Урал, где живут тюркские народы, являются одним из становых хребтов российской экономики.

И если уж тюркским народам так дорого наследие Золотой Орды, то не следует забывать, что могущество России строится именно на этом наследии, на тех принципах отношений с иноплеменными народами, которые русские правители переняли у ордынцев.

А чтобы у российских (и не только) тюрков не возникало соблазна поверить в мифы о «Турции — наследнице Золотой Орды», неплохо было бы официально провозгласить, что государствообразующими народами России являются славянские и тюркские.

Александр Горохов