Сотрудничество ЕАЭС и «Шелкового Пути» («Деловая Евразия»)

Мы публикуем в рамках сотрудничества с изданием «Деловая Евразия» интересный редакционный материал о перспективах сотрудничества между ЕАЭС и китайским проектом «Экономического Пояса Шелкового Пути», в котором прозвучала и позиция представителя нашего клуба.

11753290_474984909330305_3797881132174536607_n

Присоединение Кыргызстана к программе торговых преференций ВСП+ стимулирует соседей из Поднебесной империи активнее выходить на рынок ЕС.

Как сообщала «Деловая Евразия», Кыргызстан присоединился к программе Евросоюза ВСП+, что даёт ряд преимуществ для проникновения на европейский рынок, снимая пошлины для товаров по 6000 наименований. В НАН КР это посчитали положительным сдвигом. Более того, комментируя ситуацию вокруг программы ВСП+ эксперт Вера Шестакова отметила, что, помимо этого, возможно также расширение ЕАЭС в сторону Китая.

— Союз будет лишь расти и «обрастать» новыми странами-членами. На очереди – Индия, Иран, которые уже сейчас изъявляют интерес и желание присоединиться к союзу. Уверена, что в ближайшее время к ЕАЭС присоединится Китай. И это будет верное решение. Китай вдохнет в союз новую жизнь и поспособствует его дальнейшему развитию и расширению, – заявила научный сотрудник Института экономики НАН КР Вера Шестакова.

В российском научном сообществе на это мнение имеется иная точка зрения. Так, член Российского совета по международным делам (РСМД), Никита Мендкович, не исключая сотрудничества ЕАЭС и ЭПШП, большой уверенности в слиянии проектов не отметил.

— Китай давно заинтересован в членстве в ЕАЭС, однако члены организации, включая Россию и Казахстан, считают это несвоевременным, — отмечает ученый. — Китай претендует на свободный импорт широкого спектра дешевых потребительских товаров, что не отвечает интересам стран ЕАЭС и политике защиты собственных производителей. Рассматривается вопрос о подписании соглашения об ассоциированном членстве, как в случае с Вьетнамом, которое будет затрагивать узкий круг позиций в области торговли и обмена инвестициями.

При этом, эксперт отмечает, что конфликт интересов между двумя проектами отсутствует. КНР получит доступ к рынку ЕАЭС как единому торговому пространству, но Поднебесную интересует, в большей мере, транзит к «берегам» Европы.

— Китай подчеркивает, что создание ЕАЭС полностью отвечает интересам по формированию транзитного северного пути КНР-РК-РФ-РБ-ЕС. Евразийский Союз означает общую транзитную зону отсутствие промежуточных границ, единую систему транспортировки и хранения грузов. В силу этого отношение КНР к проекту ЕАЭС – однозначно дружественное. Независимые от ЕАЭС проекты КНР в сфере ШП связаны исключительно с теми странами, которые просто пока не вошли в Союз – Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан. Там нет ни общей таможенной зоны, ни скоординированной транспортной политики, поэтому Китай работает с ними в самостоятельном порядке, — продолжает Никита Мендкович.

В августе 201 5 года Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), ЕАЭС и Китай договорились обмениваться информацией между таможенными службами. Главное таможенное управление КНР обязалось предоставлять таможенным органам стран ЕАЭС информацию о товарах, экспортируемых в страны ЕАЭС. Аналогичные обязательства взяли на себя таможенные органы стран союза при ввозе товаров из ЕАЭС в КНР.

— Во время третьего раунда переговоров мы договорились с нашими китайскими коллегами также об обмене информацией о товарах, которые следуют транзитом из Китайской Народной Республики через государства-члены Евразийского экономического союза либо ЕАЭС через КНР в третьи страны, — заявил по итогам встречи член Коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству ЕЭК Владимир Гошин. — Данная информация будет использоваться в таможенных целях таможенными органами государств-членов Союза и Китая.

Выгода есть от взаимодействия ЕАЭС и ЭПШП, считает Никита Мендкович, есть. Это налоги, оплата транспортных услуг, инвестиции Китая в коммуникации на территории России и Казахстана. В случае России, это многомиллиардные инвестиции в дорогу Москва-Казань, а также совместное производство электропоездов.
Помимо участия Китая в партнёрстве с Евразийским проектом он назвал еще несколько потенциальных стран.

— Наиболее вероятные кандидаты на членство Пакистан и Таджикистан. Первый подал очередную заявку на вступление в начале этого года. Индия форсирует переговоры по заключению ЗСТ с ЕАЭС. О подобном соглашении ведет речь и Узбекистан. Кандидаты на ЗСТ «второго ряда» — Израиль, Египет, страны Латинской Америки, — заключил эксперт.

В настоящее время, как сообщают источники «ДЕА» в ЕЭК, вопросы о создании ЗСТ с ЕАЭС обсуждают более 40 стран ближнего и дальнего зарубежья.