Дмитрий Верхотуров: Не делайте из нас извергов!

Тема навеяна статьей. «Новая газета», номер за 31 мая 2021 года, статья спецкора Вячеслава Половинко, название которой говорит само за себя: «Ашаршылык. 90 лет Голодомору в Казахстане, убившему не менее миллиона казахов. Вина СССР и Сталина неоспорима. Как за это будет отвечать Россия?». Я бы сказал, ему удалось отличиться; «голодомора» и «казгеноцида» в столь концентрированной форме я еще не встречал.

Автор статьи, конечно, совершенно не разбирается в истории советского Казахстана и потому его статья неправдива практически целиком. Только пара примеров. «Подавляющее большинство населения составляли кочевники-скотоводы, которых тяжело было не столько сделать лояльными, но даже банально посчитать», — утверждает Половинко. На деле же, в 1926 году провели перепись населения, буквально каждой юрты; проводился налоговый учет и уплачивался единый сельхозналог, был точный список аулов и в 1928 году была даже составлена карта хозяйственных и административных аулов.

Или вот еще утверждение Половинко: «В 1934 году впервые за шесть лет в республике был отмечен небольшой рост поголовья скота, а из некоторых районов Казахстана голод начал отступать. В заслугу власти это поставить сложно, ей лишь повезло, что год выдался на редкость урожайным». Ничего подобного! В начале 1934 года была сформирована чрезвычайная комиссия для проведения сева, под председательством первого секретаря Казкрайкома Л.И. Мирзояна, которой дали неограниченные полномочия. Она добилась проведения сева по агрономическим нормам и урожай в тот год действительно был хорошим.

И у него все в таком же духе. Подробно его рассматривать и опровергать означало бы потратить в 4-5 раз больший объем текста, чем написал Половинко. Это можно будет сделать как-нибудь потом. Вопрос в другом. Половинко угрожает: «Но в Казахстане забыть об этом уже не получится: даже президентская комиссия ставит одной из целей восстановление всех фактов, включая сбор свидетельств тех, кто выжил после голода и до сих пор жив, или их родственников. И когда все факты окажутся у республики на руках — а они окажутся неизбежно, — разговор с тем, кто предпочитал все это время отмахиваться от трагедии, будет явно в другой тональности».

Это в какой такой «другой тональности»? Будут требовать извинений и покаяний? А потом и денежных компенсаций, которые, как написал сам Половинко, видятся следующим шагом?

Это все очень смешно, потому что это не новость. Требования каяться за сталинизм раздаются уже около 40 лет. Всю свою сознательную жизнь я слышу эти требования каяться. Отсюда вопрос: а когда все же наступает прощение и прекращение этого натянутого разговора? Ну или более конкретно: сколько раз нужно покаяться, чтобы простили? Один раз? Пять? Сто раз? Пятьсот или тысячу?

По-моему, прощения и не планируется вовсе. За прошедшие с начала перестроечного шабаша 35 лет столько всего было сказано и написано о сталинизме, реабилитировали всех, кого только можно, за исключением только испачканных в крови по макушку гитлеровских пособников. И все равно мало! И все равно начинаются требования каяться, ну и платить, конечно. Отсюда мое предположение, что требования покаяния и не предусматривают прощения, а предполагается после них унижение, а потом и расправа ради удовлетворения взбудораженных «голодоморной» пропагандой чувств.

Но не думаю, что до этого дойдет. Дело в том, что такие люди, как Половинко, равно как и пропагандисты «казгеноцида» в Казахстане, ничему не учатся и никакого опыт из истории не выносят. Между тем, перестроечное ниспровержение Сталина стало одним из факторов, сделавших Путина президентом России. 1990-е годы – массовое обнищание, социальная деградация, бандитизм, война в Чечне. И тут народу любезно сообщают, что был такой товарищ Сталин, который врагов и бандитов стрелял, или иногда, под благодушное настроение, ссылал их строить канал или копать олово на Колыме, а чеченцев так вообще взял за шкирку и вышвырнул в Казахстан. Пропагандисты ужасались жестокости Сталина, а народ, в контексте нищеты, бандитизма и бесправия видел в сталинской жестокости государственного образца скорее благо, чем зло.

А тут еще старики, истинные «осколки бериевщины», бывшие солдаты и офицеры войск НКВД, учили нас, молодых, своему опыту: как правильно наматывать портянки и носить сапоги, как правильно искать бандеровские схроны, как правильно проводить выселение, как правильно изымать барахольщиков, как правильно арестовывать в толпе…

Потому-то народ и признал Путина вождем. Надо сказать, не прогадал. Бандиты почти вывелись. Проблемы с чеченцами Путин тоже решил. Может быть не столь сноровисто, как товарищ Сталин, но все же решил. Причем с Путиным повезло в том, что он был и есть умеренно авторитарный и довольно добродушный руководитель. Но ведь на волне поиска «твердой руки» к власти мог прийти человек жестокий и без тормозов.

Конечно, ни Половинко, ни казахским «голодоморщикам» не запретишь угрожать «другой тональностью», толкать свои душещипательные выдумки о голоде и чего-то требовать. Однако, вы точно этого хотите? Ваша пропаганда может возыметь в точности противоположный эффект: возникновение остро враждебного отношения к казахам и выработку крайне жестокой по отношению к ним политики.

Мы, в принципе, и не против обсудить негативные стороны сталинской политики. Да, многое делалось спешно, грубо и с нажимом, за что пришлось заплатить совершенно ненужным ущербом и жертвами. Это и есть признание того, что нужно избегать подобного подхода сейчас и в будущем и вообще вести социально-экономические реформы мягче и осмотрительнее.

Но если вместо диалога только истеричные обвинения и требования каяться и платить, то это не может не вызвать, раньше или позже, формирования враждебного отношения. Если вы упрямо навязываете нам роль душегубцев, моривших целый народ голодом, то чего вы от нас ожидаете, умиления какого-то? В конце концов, проще будет согласиться с этой навязанной ролью извергов и пнуть Казахстан сапогом так, чтоб тот покатился кубарем по степи; по моему мнению, лучше до такого не доводить и не разжигать совершенно ненужных нам конфликтов и вражды.

Дмитрий Верхотуров, Barbr 24