Адам Смех (Польша): Русофобия делает политику Польши негибкой и догматичной

  1. Отношения Польши с Евросоюзом переживают не лучшие времена. В чем глубинные причины противоречий? Как повлияет на отношения с Брюсселем решение Конституционного суда о приоритете национального законодательства над европейским? Принимаются ли какие-то меры по разрядке? Некоторые уже заговорили о выходе Польши из ЕС. Такое возможно?

 

Основные причины противоречий между Польшей и Европейским Союзом носят двоякий характер:

 

— во-первых, они имеют объективный характер, т. е. силы, обладающие преимуществом в ЕС, стремятся ужесточить интеграцию за счет государств-членов. Они также хотят навязать свое видение «морали» всем странам ЕС (так называемая ЛГБТ-повестка дня). Существующие национальные государства должны стать, согласно этой концепции, провинциями с очень ограниченной самостоятельностью. С этой точки зрения нынешняя польская власть справедливо выступает против таких тенденций. К сожалению, она не очень успешно ищет союзников. Лозунг, призванный служить оправданием этой позиции, — в первую очередь страх перед Россией, явно сужает возможности польского народа найти союзников. Второй проблемой является поиск союзников только среди идеологически близких PiS, что является ошибкой, так как аналогичное польскому восприятие суверенитета национального государства находит понимание у людей и среды других политических оттенков, как, например, во Франции или Германии. К сожалению, PiS идеологически ограничена, не понимая, что не найдет отклика у большинства «хадетских»* и консервативных партий, которые в последние десятилетия претерпели метаморфозы почти на 180 градусов.   Старыми остались только лозунги, которым придан совершенно иной смысл. Польским союзником является Венгрия, но это не результат польской политики, а результат выбора венгров, которые проводят политику самостоятельно, не перегружая ее идеологически и исторически.

 

— во-вторых, конфликт с ЕС имеет для PiS внутреннее измерение. PiS — это партия лозунгов, эмоций. Лозунги пропитаны патриотической риторикой и, как показали последние годы, это, наряду с раздачей денег, единственный и эффективный способ получения и поддержания власти. Поэтому PiS должен пропагандистски противостоять ЕС в части мобилизации своего электората, сплочения его рядов. Особенно меня волнует лозунг суверенитета. Это в значительной степени обман электората, так как из самой природы вещей Польша, желая вступить в Евросоюз, согласилась на передачу некоторых прерогатив суверенного государства в пользу ЕС. Вторым ограничением суверенитета было подписание председателем PiS, то есть Лехом Качиньским, Лиссабонского договора, который,  естественно, ограничил польский суверенитет на будущее. Как я уже сказал, это связано с природой самого ЕС. Между тем пропаганда PiS формирует образ 100% суверенной Польши, у которой ЕС хочет отнять суверенитет только сейчас, а правительство PiS встает на его защиту. Кажется, что такого рода примитивная пропаганда не должна убеждать, однако, это происходит, что свидетельствует о правильном понимании PiS менталитета собственного электората. Более того, PiS попадает в ловушку своих врагов, поскольку тем, кто нападает на ЕС и нападает на польскую позицию на форумах ЕС, очень легко ее высмеять. Оппозиция при этом якобы не понимает, что поляки в большинстве своем выступают за членство в ЕС по утилитарным причинам, а не из-за преклонение перед ЕС, а в символической сфере очень привязаны к суверенитету, даже если он чисто декларативный.

 

Само решение Конституционного суда, хотя и отягощенное юридическими сомнениями, например, давало ли ходатайство премьер-министра Моравецкого основание высказаться по вопросу о приоритете закона, следовало бы считать правильным. К сожалению, оно обременено сомнительным статусом самого КС, в результате событий, произошедших в начале первого срока полномочий PiS (2015), когда, по мнению многих юристов-конституционалистов, был  нарушен закон, превратив Конституционный суд в партийное учреждение. Результатом этого является то, что сегодня часть юридического мира и значительная группа польских граждан признает КС не конституционным органом, а «частной лавочкой» Ярослава Качиньского и PiS. Эта ситуация, сама по себе не приносящая Польше славы на фоне других государств, не только членов ЕС, значительно ослабляет серьезность этого решения. Ибо следует ожидать, что после возможной смены власти в польском государстве решения нынешнего, юридически оспариваемого состава КС, могут быть признаны нелегитимными. Однако само решение, в отрыве от вышеперечисленных проблем, является шагом в правильном направлении и, как я уже говорил выше, находит признание у европейских политиков разных направлений, которые считают, что речь идет не о защите конкретной политики PiS, а о статусе государств-членов в отношении ЕС в целом.

 

Эта ситуация влияет на всю сферу отношений с ЕС, однако большее значение имеет вопрос о верховенстве закона, о возможности контроля над которым со стороны ЕС согласился и сам премьер-министр Моравецкий. Следует ожидать, что политика PiS будет идти в направлении отвлечения ЕС от вопросов верховенства закона, например, используя энергетический кризис для разыгрывания российской угрозы и призыва к смыканию рядов против этой «угрозы».

 

Голоса о выходе Польского государства из ЕС — это всего лишь пропаганда СМИ. Мало того, что большинство поляков согласно опросам хотят быть в ЕС, не только PiS не пойдет на такое решение (заверения лидеров PiS о желании быть в ЕС не голословны в этом случае), но и выход Польши из ЕС в нынешней ситуации был бы политическим безумием. Для выхода из ЕС должна быть подготовлена серьезная альтернатива. Такой альтернативой у Великобритании является статус, скажем так, младшей сестры США и большая степень экономической и энергетической самодостаточности. Для Польши выход из ЕС сейчас был бы шагом в пустоту. США «союзник», который поддерживает свое существование только печатанием миллиардов долларов, не нужен. Польша в геополитическом смысле не может построить никакой альтернативы. Единственное направление – украинское, может вызвать только политизацию. А российское направление невозможно даже  теоретически, ввиду царящей во всех польских главных политических силах пещерной русофобии. Экономически польское государство в первую очередь зависит от Германии. Подготовка альтернативы этой ситуации в виде перехода на двусторонние соглашения также, по-видимому, выходит за пределы польских возможностей на данный момент.

 

  1. В последнее время наблюдается напряженность в отношениях Украины, ЕС и НАТО. Как далеко, по Вашему мнению, может зайти конфликт? Возможно ли обострение, отмена безвизового режима или какие-то санкции против Киева?

 

Похоже, существующие конфликты с Украиной ничему не научили польских политиков. Для PiS, которая должна думать об электорате, который помнит о преступлениях украинских националистов периода Второй мировой войны, и негативно воспринимает современное обращение Украины к этой криминальной традиции, необходимо лишь фиктивное противодействие. Поэтому время от времени из Варшавы раздаются слова критики в исполнении политиков низшего порядка (какое-то время назад посол Сикорский, сейчас заместитель министра иностранных дел Шинковский), которые должны доказать электорату непоколебимость позиции в отношении Украины. Между тем, как только появляется малейшее упоминание о «российской агрессии» или о «российской угрозе» для Украины, сразу же самые высокие лица в Польше подтверждают полную поддержку этой страны. Украина же относится к полякам сугубо потребительски, заинтересованно, не делая даже малейшего жеста в отношении осуждения ОУН / УПА и излагая банальности о «союзе в борьбе с общим врагом». Обратите внимание, что, несмотря на раздутый в Польше вопрос о нелегальных мигрантах с белорусского направления, не закрывается граница с Украиной, которая может являться альтернативным направлением для этих мигрантов.

 

Польша, независимо от типа власти на Украине, должна осуществлять политику сотрудничества, основанного на урегулировании  двусторонних и региональных конфликтов (что не делает), политику в области  экономического сотрудничества, а также выполнять свои обязанности в отношении польского меньшинства (стоять на страже его прав на принципе взаимности, содействия, стимулирования образования в Польше, и т. д.) и к сохранения польского культурного наследия на Украине путем содействия, финансирования его сохранения, реставрации, увековечивания и т.о. Польша должна также проводить политику по оказанию международного давления на Украину, чтобы она отказалась от построения своей идентичности и традиций на культе шовинистического направления Донцова, Бандеры и Мельника. Речь не идет о навязывании истории Украине – речь идет о ее призыве к соблюдению стандартов цивилизованных народов, которые не строят свою идентичность на наследии теорий этнической ненависти и многочисленных преступлений против так называемых «чужаков».

 

  1. Является ли Польша по-прежнему «адвокатом Украины в ЕС и НАТО»? Каковы интересы Польши в отношении Украины? Будет ли Варшава поддерживать Киев в его противостоянии с Европой и скажется ли возможное напряжение по линии Киев-Брюссель на отношениях Польши и ЕС?

 

Польская республика — это как бы все еще защитник Украины в НАТО и ЕС. Этим решается фундаментальная для польской политики, как правительства, так и почти всей оппозиции, аксиома борьбы с Россией. Против этой аксиомы меркнут все слова разума и рациональные постулаты. Это является причиной «интереса» польского народа по отношению к Украине. Это политика жесткая, лишенная гибкости, догматичная, легко предсказуемая – все это формирует низкое мнение о польской политике как таковой на международной арене. Варшава в случае спора Украины с ЕС поддержит Киев именно в контексте «российской угрозы» и своих предполагаемых обязательств перед Украиной. Конфликт Польша-ЕС может повлиять на отношения Польши с ЕС, но в основном в сфере риторики, поскольку Польша не имеет инструментов для того, чтобы сделать что-то большее. Опаснее ситуация с НАТО. Генеральный секретарь Йенс Столтенберг недавно призвал по вопросу о членстве Украины и Грузии в НАТО не обращать внимания на Россию. Здесь Польша, конечно, будет с энтузиазмом принимать и дублировать такую позицию.

 

* Христианско-демократических

 

Адам Смех, шеф-редактор ИА «Jednodniówka Narodowa», обозреватель ИА «Myśli Polskiej», историк, публицист

 

Беседовала Ольга Сухаревская, эксперт Евразийского аналитического клуба