ЧВК в Афганистане: что будет после вывода войск?
Статья эксперта ЕАК Александры Егоровой, опубликованная ИА «Регнум», посвященная преспективам использования американских ЧВК в Афганистане после вывода войск.
В преддверии президентских выборов США готовятся к выводу войск из Афганистана и ищут способы сохранить контроль над ситуацией в стране после ухода.
Вывод американских солдат из зон военных действий является одним из элементов повестки ряда кандидатов в президенты, однако не вполне отвечает военно-политическим интересам, особенно в ближневосточном регионе и Центральной Азии.
В условиях, когда потери среди военных вызывают негативную общественную оценку, Вашингтон использует частные военные компании (ЧВК), сотрудники которых справляются с самыми различными задачами, от обеспечения переводческих и логистических услуг до услуг по безопасности, обучению местного военного и полицейского персонала, проведению разведки и т.д.
Солдаты и наемники
В течение последних лет во многих регионах военного присутствия США замещают военный персонал частными подрядчиками в сфере безопасности — это касается не только Афганистана, но также Ирака и других регионов присутствия сил США и НАТО.
Такая практика связана с зачастую большей эффективностью, технической оснащённостью и подготовленностью сотрудников частных военных и охранных компаний. В отличие от регулярных вооруженных сил, в которые зачастую входят лица, не имеющие реального опыта боевых действий, сотрудниками частных военных и охранных компаний, как правило, становятся бывшие солдаты и офицеры, принимавшие участие не в одной войне.
Обратной стороной этой практики становится большая, чем это характерно для военнослужащих регулярной армии, склонность к совершению преступлений. Среди таких преступлений — как убийства гражданского населения, пытки, так и коррупция и мошенничество в отношении самих же нанимателей.
Последнее ставит под вопрос экономическую эффективность ЧВК — к 2012 году США потратили около 232,2 миллиарда долларов на подрядчиков, и еще около 60 миллиардов были потеряны в результате расточительства, мошенничества и злоупотреблений с их стороны. Тем не менее, а возможно, и благодаря этому роль «частников» в американских военных операциях постоянно растет.
Это хорошо показывает соотношение количества частного персонала и военных: если во время Вьетнамской кампании на каждого сотрудника частных компаний, обеспечивающих военные действия, приходилось 55 солдат, то уже к началу операции в Афганистане военнослужащих было лишь в полтора раза больше, чем сотрудников ЧВК.
На сегодняшний день в Афганистане, так же как и в Ираке, сотрудников ЧВК значительно больше, чем военнослужащих. К концу 2019 года в Афганистане находилось около 25 000 человек — «частников», хотя далеко не все из них выполняли приближенные к военным задачи — такие как обеспечение вооруженной охраны объектов, разведка и т.п. Американских же военнослужащих было в два раза меньше — около 13 000.
Хотя формально участие сотрудников ЧВК в непосредственных военных действиях недопустимо с точки зрения международного гуманитарного права, развитие технологий и новых методов ведения военных действий в значительной степени размывает понятие «непосредственного участия в вооруженных конфликтах».
Тот факт, что за восемнадцать лет войны в Афганистане потери среди сотрудников ЧВК значительно превышают потери среди личного состава вооруженных сил, позволяет сделать однозначный вывод о значительном вовлечении частных подрядчиков в деятельность, связанную с риском для жизни, и непосредственные боевые действия.
По данным исследователей Брауновского университета, с 2001 по 2019 год потери среди частных подрядчиков в Афганистане более чем на четверть превысили потери среди военнослужащих армии США. С октября 2001 года по октябрь 2019 года в Афганистане погибли 2298 американских военнослужащих и 3814 сотрудников частных военных и охранных компаний, оказывающих услуги министерству обороны США в рамках этой операции. Тот факт, что потери среди частных подрядчиков, которые, с точки зрения международного права, вообще не должны участвовать в непосредственных боевых действиях, превышают потери среди военнослужащих, пусть косвенным образом, но подтверждает, что сотрудники ЧВК задействованы далеко не только в решении гражданских задач.
Если бы вся сумма потерь приходилась на военнослужащих армии США, внутриполитическая стоимость войны в Афганистане бы значительно выросла. Это связано с тем, что потери среди личного состава всегда становятся поводом для недовольства электората.
Использование ЧВК позволяет проводить более гибкую политику реакции на потери: совершать ответные действия, если это выгодно (так, гибель сотрудника ЧВК стала формальным поводом к недавнему убийству генерала Сулеймани в Ираке), или же, наоборот, не афишировать такие потери, делая эту часть контингента фактически невидимой для общественности и СМИ.
В Афганистане к работе в ЧВК нередко привлекаются не только граждане третьих стран, но и граждане Афганистана как страны размещения. Последние составляют около 15% всех действующих в рамках этой операции частных подрядчиков. Хотя таких сотрудников сравнительно просто привлечь, в результате зачастую они имеют устойчивые связи с локальными вооруженными группами и организованной преступностью.
Кроме того, когда отпадает нужда в широком привлечении местного населения, на улицах может оказаться множество вооруженных безработных бывших сотрудников ЧВК, что, скорее всего, негативно скажется на и так нестабильной социальной и политической обстановке в регионе.
Критики приватизации государственных функций в военной сфере нередко подчёркивают, что эта практика больше поддерживает коммерческие интересы, чем интересы национальной безопасности, осложняет взаимоотношения с местными властями и снижает уровень доверия к американским политикам. Неоднократно подтвержденные коррупционные инциденты не только не способствуют поддержке интересов США, но подрывают государственную безопасность.
Несмотря на то, что непосредственно план Принса не был поддержан Вашингтоном, возвращение к нему (или какой-то аналогичной стратегии) не исключено на фоне вывода армейского контингента по результатам сделки с Талибаном (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Здесь также стоить отметить, что именно за время президентства Трампа количество частных подрядчиков в Афганистане в целом увеличилось почти на две трети. То есть в партнерстве с ЧВК администрация Трампа уже имеет большой опыт.
Невидимые армии в Афганистане
Говоря о дальнейшей роли частных подрядчиков в Афганистане, необходимо учитывать обстоятельства подписания исторической сделки между Соединенными Штатами и Талибаном (организация, деятельность которой запрещена в РФ).
Соглашение отнюдь не свидетельствует о значительных военных успехах Пентагона. За последнее время Талибан (организация, деятельность которой запрещена в РФ) увеличил контролируемую территорию, особенно — в приграничных районах, в то время как правительственные силы, которым оказывают поддержку США, не стремятся удерживать позиции, зачастую отступая при первом огневом контакте с противником.
В то же время основным эффективным инструментом США в регионе остаётся авиация, однако её функция, скорее, сдерживание. Авиаудары не позволяют США отбросить талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) с занятых ими территорий, а на земле боевики показывают высокий уровень эффективности в партизанской войне. Сокращение американской поддержки правительственной армии и полиции после вступления в силу сделки с Талибаном (организация, деятельность которой запрещена в РФ), несомненно, усложнит положение официальных властей страны.
Клубный «Данилов дом» у м. Тульская!danilov-dom.ruАпартаменты премиум-класса с отделкой White box! От 16,5 млн руб! Монолит готов!5 мин. до м. ТульскаяРассрочка 0%51 — 212 м2Ипотека от 8,1%Адрес и телефонМоскваПроектная декларация на рекламируемом сайте…₽ |
Olhuveli Beach & Spa Resort 4*arttour.ruРомантический отдых на Мальдивах!!! Разумные цены и спецпредложения от туроператора!Туры на МальдивыСейшелыМаврикийАдрес и телефонМосква |
В настоящий момент сложно сказать, не будет ли результатом вывода основного контингента фактическая передача власти в Афганистане Талибану (организация, деятельность которой запрещена в РФ), однако сторонам точно придётся в значительной степени поменять характер взаимоотношений.
Каким именно станет компромисс между боевиками и официальным Кабулом — покажет только время. В этой связи именно частные военные компании, присутствие которых в регионе значительно увеличилось за время президентства Трампа, могут помочь США продолжать осуществлять поддержку правительственных сил.
«Невидимая армия» может быть инструментом гибкого влияния на дальнейшие события в Афганистане: формирование новой политической системы, поиск компромиссных решений между официальным Кабулом и Талибаном (организация, деятельность которой запрещена в РФ), судьба военизированных отрядов, которые вряд ли будут распущены, и последствия непризнания выборов 2019 г. рядом региональных политиков.
Однако у такой гибкости есть и обратная сторона, поскольку контроль за деятельностью ЧВК, особенно при условии использования ими местного персонала, представляет собой очень сложную задачу, тем более в отсутствие военного контингента.
Риски несут такие факторы, как связи ЧВК и их сотрудников с местными элитами, в том числе криминальными, террористическими организациями и наркомафией; неэффективность механизмов юридической ответственности; деятельность сотрудников против интересов их нанимателя и т.д.
Несомненно, США стараются совершенствовать систему регулирования деятельности частных военных компаний, оказывающих услуги министерству обороны, однако судить о её эффективности в условиях, которые, возможно, будут созданы в Афганистане, в настоящий момент невозможно.
Сделка Талибана (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и США отнюдь не гарантирует стабильности внутри страны, и последствия эскалации конфликта между Кабулом и боевиками могут быть совершенно катастрофическими, в то время как для президента Трампа цели предвыборной кампании явно перевесят его афганские амбиции. В этом случае ЧВК останутся не столько предпочтительным, сколько единственно возможным механизмом воздействия на ситуацию в Афганистане.
Выводы
Военная операция в Афганистане, соглашение между Вашингтоном и Талибаном (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и роль частных военных компаний в этой истории позволяет сделать ряд важных выводов.
Прежде всего, стратегия преимущественного применения частных военных и охранных компаний не даёт положительного результата — по результатам сделки США выводят силы с территории Афганистана на фоне отступления поддерживаемых ими правительственных войск. Эта неудача вряд ли может нанести значительный ущерб международному положению США, но, несомненно, ослабляет их позиции в регионе.
Сами обстоятельства вывода сил также способствуют увеличению нестабильности — местный персонал ЧВК, лишившись работы по контракту с министерством обороны США, может быстро превратиться в слабо организованную, вооруженную и достаточно агрессивную массу.
В то же время потери среди частных подрядчиков менее болезненны для внутренней политики США: во-первых, они практически не отображаются в официальных данных, которые могут повлиять на электорат, во-вторых, ЧВК нередко привлекают местное население и граждан третьих стран, потери среди которых вообще не вызывают реакции со стороны граждан США, в то время как гибель американских военнослужащих всегда воспринимается болезненно.
В результате ЧВК становятся всё более удобным инструментом ведения непопулярных, затяжных войн, к которым относится и операция в Афганистане.
Подробности: https://regnum.ru/news/polit/2879556.html
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.