Попытаются ли США нарастить военное присутствие в Центральной Азии
Статья эксперта ЕАК Александры Егоровой, впервые опубликована на ресурсе Информационно-Аналитического Центра МГУ.
Статья директора Центра внешней политики фонда Allison Люка КОФФИ, опубликованная в The National Interest, в которой эксперт порекомендовал американскому президенту Дональду ТРАМПУ посетить в ближайшем будущем Казахстан и установить с ним некое «новое партнерство», вызвала немалый интерес в казахстанской общественности.
Эксперт Евразийского Аналитического Клуба Александра ЕГОРОВА попыталась разобраться, входит ли в намерения США более энергично продвигать свои интересы, в том числе военные, в Центральной Азии, особенно с учетом ставшей едва ли не перманентной политической нестабильности в Кыргызстане, очередным проявлением которой стали события 7-8 августа в селе Кой-Таш и Бишкеке. И какая роль в этом отводится американской администрацией Казахстану?
Стратегия национальной безопасности США, опубликованная в 2017 году, свидетельствует о наличии устойчивого интереса со стороны сверхдержавы к центрально-азиатскому региону, который является «наиболее сложным с точки зрения вызовов и возможностей для национальной безопасности». С момента распада Советского Союза и провозглашения независимости среднеазиатскими республиками, в том числе, Казахстана, Соединённые Штаты поддерживали контакты с властными и деловыми кругами этих государств.
Немногим более года назад первый президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ посетил с официальным визитом Вашингтон. Итогом этой поездки стало подписание целого ряда документов – более 20 коммерческих документов об инвестиционном, торгово-экономическом и инфраструктурном сотрудничестве на сумму около 7 млрд долларов.
Еще одна значимая встреча между политиками двух стран произошла весной нынешнего года, когда США посетил председатель Комитета национальной безопасности Казахстана Карим МАСИМОВ.
В связи с геополитической значимостью Казахстана ряд экспертов высказывают предположения о возможности визита в страну президента США Дональда Трампа. Очевидно, что подтвердить или опровергнуть это могут только официальные институты США. Однако независимо от того, состоится ли этот визит, участившиеся личные контакты между странами требуют рассмотреть наиболее важные аспекты упрочения сотрудничества Соединенных Штатов с Казахстаном.
Трубопровод в обход России
Центральная Азия и Казахстан в частности представляют интерес для США сразу в нескольких сферах. Во-первых, борьба с терроризмом, поскольку Казахстан является важным элементом логистики в Афганистан. Американская стратегия национальной безопасности делает упор на сотрудничество со среднеазиатскими республиками, которые «устойчивы к попыткам превратить их в «тихие гавани» для джихадистов» и отмечает, что работа с этими государствами направлена на то, чтобы «гарантировать доступ в регион для поддержки антитеррористических усилий».
Представляют интерес для американцев и энергетические мощности Казахстана – во время визита президента Назарбаева в Вашингтон страны, среди прочего, договорились о консультациях в рамках стратегического энергетического диалога. Не первый раз поднимается американцами вопрос строительства трубопровода в обход России, в том числе с целью уменьшить значимость для Европы российского газа. В октябре 2018 года в Казахстане начала свою работу Торговая миссия, уполномоченная Министерством торговли США, деятельность которой направлена на ключевые перспективные сектора экономики Казахстана.
Утверждение собственного влияния в Казахстане, как в наиболее экономически успешной среднеазиатской стране, необходимо США для упрочнения своих позиций по сравнению с Китаем и Россией, также активно инвестирующими в государства Центрально-Азиатского региона. Не стоит забывать и о значимости, которую приобретает территория Средней Азии в связи с прекращением действия Договора РМСД.
Американские военные базы на Каспии?
Казахстан играет значительную роль в действиях США в Афганистане, открывая северный путь для американской военной логистики. С 2010 года между США и Казахстаном действует соглашение о коммерческом транзите военных грузов для проведения операции в Афганистане, открывающее как железнодорожный, так и воздушный маршрут, а с апреля 2018 года в него были внесены поправки, допускающие использование для этой же цели двух казахстанских каспийских портов. Эти изменения вызвали ожидаемо негативную реакцию в России, поскольку были направлены на увеличение объемов американского военного транзита через Казахстан и Среднюю Азию.
Кроме того, американская сторона заявляет, что именно сейчас процесс мирного урегулирования в Афганистане находится в наиболее благоприятной стадии, что ставит вопрос об истинных причинах увеличения военного присутствия. Ряд российских и зарубежных экспертов даже высказали опасения о возможности превращения портов Актау и Курык, внесенных в дополнительный протокол к американо-казахскому соглашению, в американские военные базы. Аналогичное соглашение о транзите специальных грузов было заключено в 2009 и между США и Россией, но было прекращено российской стороной в 2015 году в связи с введением американских санкций.
Опасения относительно использования каспийских портов в качестве баз со стороны Штатов частично нивелируются условиями заключенной в августе 2018 года прикаспийскими государствами Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, положения которой регламентируют порядок осуществления военной деятельности сторон и запрет на «предоставление какой-либо Стороной своей территории другим государствам для совершения агрессии и других военных действий против любой из Сторон».
Это означает, что, несмотря на осуществление транзита военных грузов США через каспийские порты Казахстана, у России, как и у других сторон Конвенции, остаётся достаточно простора для действий по защите собственных интересов и обеспечения национальной безопасности. При этом транзитный путь через государства Центральной Азии, как и военное присутствие в Афганистане, остаются для США наиболее доступным методом сохранения своих физических позиций в регионе. По этой же причине не следует, даже в случае достижения соглашения с запрещённой в РФ организацией «Талибан», ожидать быстрого вывода американского контингента.
Не стоит также забывать и о близости к транзитному пути Ирана, который так же имеет выход к Каспийскому морю и не поддерживает милитаристских антитеррористических инициатив Соединённых Штатов (особенно в связи с высказываемыми идеями использовать для транзита территорию Туркменистана). Для предположительного визита американского президента в регион могло бы стать актуальным именно преодоление сопротивления, связанного с позициями России и Ирана. Следует отметить также, что афганское урегулирование связывает США и Казахстан не только в сфере обеспечения логистики – Казахстан принимает участие в нескольких гуманитарных инициативах на совместной основе с США, инвестируя в образовательные и иные проекты в Афганистане.
США нужен плацдарм для своих ракет в Азии
2 августа 2019 года прекратил своё действие Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, открыв ядерным державам возможности по размещению запрещенных ранее вооружений в зоне поражения вероятного противника. Несмотря на то, что формальным поводом к выходу из Договора послужили обвинения в неисполнении своих обязательств со стороны России, министр обороны США Марк ЭСПЕР заявил о намерении США разместить вооружения в Азии – мотивируя это тем, что «до 80% китайских ракет подходят под классификацию ракет средней и меньшей дальности».
В этой связи имеет смысл вспомнить прошлый опыт размещения Соединенными Штатами баллистических ракет на территории Турции (что привело к Ракетному кризису 1962 г.). Тогда Турция, а также Италия, представляли собой готовые плацдармы для размещения американских вооружений, являясь государствами-членами НАТО. Однако размещение вооружений в Азии – хотя господин Эспер и говорит о «месяцах» для реализации этого проекта – ограничено тем, что присутствие США в регионе не настолько широко, как в Европе и на Ближнем Востоке.
Среднеазиатские государства, территории которых подходят для осуществления амбициозных планов по сдерживанию, как России, так и Китая, не являются членами НАТО и не располагают базами США на своей территории. Более того, часть из них является участниками других альянсов, значительно усложняющих военное сотрудничество такого характера. Таким образом, Центральная Азия становится наименее вероятным пространством для размещения американских вооружений, в отличие от союзников США по Азиатско-Тихоокеанскому региону.
Так США располагают военными базами в Южной Корее и Японии, и с обеими странами были подписаны соглашения о сотрудничестве в области противоракетной обороны. Наращивание диалога между США и Казахстаном, увеличение присутствия американских НКО в социально-политическом пространстве государств Центральной Азии, несомненно, может повлиять на развитие сотрудничества и в военной сфере, однако в настоящее время препятствий для его активного развития больше, чем предпосылок.
Казахстан сохранит текущий уровень сотрудничества
Возникает вопрос, смог бы визит американского президента в Казахстан переломить ситуацию? Представляется, что скорее нет, поскольку связи между США и их устойчивыми союзниками в Европе, на Ближнем Востоке и в АТР устанавливались в течение длительного времени, и у этих стран, за некоторыми исключениями, не было необходимости преодолевать препятствия в виде участия в других блоках и соглашениях.
Кроме того, история взаимоотношений США и Казахстана со времени обретения республикой независимости, носит достаточно ровный характер. Как отмечают эксперты, Казахстан во многих сферах не является «новым» партнёром для Америки, хотя в американском информационном пространстве визит президента Назарбаева в Вашингтон освещался именно в этом ключе. Казахстан, уже под руководством Касым-Жомарта ТОКАЕВА очевидно пытается сохранять положение государства, уравновешивающего регион – об этом свидетельствует и то, что именно эта страна стала хозяйкой одного из этапов мирного урегулирования в Сирии, и договорённости, озвученные между новой администрацией Казахстана и Россией.
Наиболее вероятно, Казахстан сохранит текущий уровень сотрудничества в сферах, затрагивающих вопросы обороны и безопасности, и также, являясь наиболее экономически успешной страной в регионе, не будет способствовать попыткам США нарастить военное присутствие в Средней Азии, будь оно связано с афганским урегулированием или новой гонкой вооружений.