Молодежь Казахстана и экстремизм: итоги исследования
Члены ЕАК приняли участие в презентации результатов исследования отношения молодежи Казахстана и стран Каспийского региона к экстремизму и радикализму. Мы публикуем репортаж ИАЦ МГУ о мероприятии.
Объединенными усилиями ряда экспертных организаций России,Казахстана и Азербайджана осуществлены исследования на тему: «Понятия «экстремизм» и «радикализм» в восприятии молодежи прикаспийского региона». Концептуальными выводами по итогам мероприятий, осуществленных в рамках проекта, поделились его участники на пресс-конференции, состоявшейся в Москве, на площадке МИА «Россия сегодня».
Международное исследование, посвященное восприятию в молодежной среде угроз экстремизма и радикализма с целью выработки методологии и определения инструментария эффективного противодействия им, в течение нескольких месяцев осуществлялось совместными усилиями Информационно-аналитического центра МГУ им. М.В. Ломоносова (ИАЦ МГУ, г.Москва, Российская Федерация), Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» (г.Нур-Султан, Казахстан), Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия» (г.Астрахань, Российская Федерация) и Каспийского экспертного клуба.
Как отметила модератор пресс-конференции – директор ИАЦ МГУ Дарья ЧИЖОВА, исследование основано на результатах анкетирования молодежи в возрасте от 18 до 25 лет из прикаспийских регионов России, Казахстана и Азербайджана, в ходе которого более 250 респондентов ответили на 15 ситуативных вопросов.
— Мы провели серию семинаров и тренингов в крупнейших вузах прикаспийских городов – Астрахани, Актау, Атырау и Баку – а также небольшой социологический опрос относительно того, как молодежь трактует понятия «экстремизм» и «радикализм», как оценивают молодые люди влияние этих угроз в регионе, и существует ли у них «иммунитет» к распространению этих деструктивных явлений, – пояснила цели исследования Д.Чижова.
Тема исследования, к сожалению, не теряет актуальности – в настоящий момент в мире наблюдается новая волна терроризма: после разгрома боевиков ИГИЛ (запрещенная в России организация) в Сирии происходит их миграция в Афганистан, который традиционно используется как международный плацдарм для экспорта радикальной идеологии на территорию Центральной Азии.
— Несмотря на определенное сокращение финансового и человеческого потенциала террористов угроза далеко не исчерпана. Не секрет, что прикаспийский регион представляет для боевиков запрещенных в России организаций – ИГИЛ, Аль-Каида, Хизб ут-Тахрир – огромный интерес как коридор наркотрафика, которым «питается» их деятельность. Боевики применяют различные методы воздействия на молодежь. Это и классическая вербовка с целью вынудить молодых людей выехать в горячие точки для участия в боевых действиях, и обработка с целью создания «спящих ячеек», причем иногда даже не для ведения террористической деятельности, а для создания долгосрочной криминальной инфраструктуры, – констатировал политолог Никита МЕНДКОВИЧ.
Также эксперт отметил, что в настоящее время представители, в частности, панисламистской партии Хизб ут-Тахрир ведут активную вербовочную и информационную работу, используя Украину, где эта организация не запрещена. Особое внимание вербовщиков нацелено на молодежь Казахстана.
Что есть противопоставить этим тенденциям?
Опираясь на результаты проведенного анкетирования, руководитель Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия», член Каспийского экспертного клуба Ксения ТЮРЕНКОВА подчеркнула: уровень понимания респондентами угрозы экстремизма и радикализма, а также готовности противодействовать этим явлениям не внушает оптимизма.
— Исследование показало, что, несмотря на широкое обсуждение проблемы распространения экстремизма и радикальной идеологии, у молодых людей превалирует стереотипное восприятие этих явлений, и не глубинное понимание проблемы. Они испытывали затруднения в том, чтобы дать собственное определение этим явлениям. Около половины респондентов очень редко или никогда не соприкасались с материалами, в которых упоминаются эти угрозы. Мероприятиями, в которых рассматриваются эти темы, охвачены только 20% респондентов. Таким образом мы понимаем, что уровень информированности молодежи и, тем более, ее участия в противодействии экстремизму и радикализму, крайне незначителен, – констатировала К.Тюренкова.
Интересную статистику влияния уровня религиозности молодых людей на их возможности и стремление противостоять распространению радикальной идеологии представил директор ЦАИ «Евразийский мониторинг» Алибек ТАЖИБАЕВ.
Характеризуя казахстанскую часть исследований, он обратил внимание на тот факт, что стремление оказать помощь (в разных форматах) людям из окружения (друзьям, родным), попавшим под влияние радикальных идей, в большей степени подтвердила та часть респондентов, которая относит себя к категории «активно вовлеченных в религиозные практики», тогда как 67% «нерелигиозных» представителей молодого поколения заявили о «невмешательстве в дела друга».
— При этом «религиозные» ребята из социально ответственных действий отдали предпочтение (50%) такой мере, как «предостережение друга». 15% выбрали вариант «сообщу родителям друга», 15% — «сообщу в компетентные органы».
То есть мы видим, что этические моменты в религиозных практиках отслеживаются и формируются у наших респондентов, в то время как у людей, позиционирующих себя нерелигиозными, имеет место «этический вакуум». Это серьезный вызов, который мы открыли для себя по итогам исследования, – сказал А.Тажибаев.
Однако, не менее серьезный вызов, по его мнению, состоит и в том, что более 50% готовых к содействию молодых людей, намерены использовать в спасении близких лишь инструмент личного диалога, не обращаясь в компетентные инстанции.
— Далеко не все молодые люди обладают достаточным инструментарием для убеждения сверстников в неправильности взглядов. Скорее всего, в этом случае сработает обратный эффект: человек с уже «промытыми мозгами» легче и проще убедит своего оппонента, – считает эксперт.
Обобщая итоги исследования, координатор экспертной платформы «Большая Евразия» Сергей МАСАУЛОВ, под чьим руководством проводились практические тренинги в рамках проекта, озвучил ряд концептуальных выводов.
Первый из них состоит в следующем: воздействие групп пропаганды радикальных идей извне проявляется очень мощно и эффективно. В основном через возможности Глобальной сети. Посредством Интернета формирование готовой группы – от начала пропаганды до готовности включения в экстремистскую деятельность – происходит в течение шести месяцев.
При этом в содержательной части радикальной пропаганды превалирует фиксация «обычной жизни», традиций, перспектив самореализации и т.д. Собственно догматическая часть составляет лишь около 18% от общего информационного массива.
Эмиссары искусно используют в вербовочной практике социальные «болевые точки» — факторы бедности, безработицы, низкого уровня образованности населения, отсутствие социальных лифтов для молодежи.
— Вербовка – это матрица последовательных шагов, это эффективный алгоритм, с которым работают специально обученные люди. Мы имеем дело с динамическим воздействием на поведение молодого человека. А молодые люди сегодня зачастую совершенно не имеют представления о траектории социальной карьеры. Это обуславливает зависимость от любого, кто эту траекторию пропишет. Поэтому главная задача – создавать условия для молодежи, чтобы эту траекторию молодые люди прописывали сами, – считает С.Масаулов.
Также эксперт заявил о необходимости продолжения исследований, подчеркнув целесообразность составления групповых и этнических «карт страхов», «карт мифов» и «карт архитипических обрядов» (местных социальных замеров), характерных для тех или иных регионов, для того, чтобы «полевые» исследования были максимально конкретными.
Подробные результаты уже состоявшегося исследования на тему: «Понятия «экстремизм» и «радикализм» в восприятии молодежи прикаспийского региона», будут опубликованы на Интернет-ресурсах структур-авторов проекта. Завершая пресс-конференцию, Д.Чижова высказала уверенность в том, что они представят серьезный интерес для академического и экспертного сообщества.