Контрабанда из Китая в Казахстане и Кыргызстане: итоги 2018 года (доклад ЕАК)
Новый доклад ЕАК о проблеме контрабанды из КНР в ЕАЭС, выпущенный спустя год после прошлого исследования.
В 2017 году мы опубликовали доклад о «сером импорте» из Китая в Казахстан и Кыргызстан. Исследования показали, что из-за контрабанды или занижения стоимости ввозимых товаров объемы импорта из КНР занижаются более чем в два раза, а прямой и косвенный ущерб экономике ЕАЭС от этой незаконной торговли может превышать 1,5 млрд долларов в год.
В настоящем докладе мы рассмотрим итоги годичной борьбы с контрабандой и ее перспективы.
Основные выводы: в 2018 году впервые удалось добиться некоторого сокращения объемов и доли «серого импорта» во внешней торговле двух стран. Наиболее существенные результаты достигнуты в Кыргызстане, предположительно, в результате обезвреживанию ряду крупных организаторов и бенефициаров трафика. Тем не менее, проблемы остаются доля «серой торговли» превышает половину импорта каждого из государств. Для ускорения решения проблемы «серого импорта» нами предлагается ряд мер, осуществимых на уровне национальных властей, а также органов ЕАЭС.
Основные события
В конце 2017-го во время предвыборной кампании в Кыргызстане и последовавшем за ней казахстанско-кыргызстанском пограничном кризисе проблема «серого импорта» попала в публичное поле и была фактически признана обоими государствами. Некоторые издания даже сообщали об использовании каналов региональной торговли контрафактом для контрабанды оружия в интересах афганских боевиков.
Сопоставление китайской, казахстанской и кыргызстанской статистики внешней торговли показывало, что в 2017 году доля импорта из КНР «неучтенного» национальной таможней в Казахстане превышало – 59%, в Кыргызстане – 70%. Общая стоимость «серого импорта» — составила более 10 млрд долларов для двух стран, что означало существенные потери для бюджета, а также фактическую утрату контроля правительствами над процессами на государственных границах.
В результате в течение 2018 года был предпринят ряд серьезных шагов. В ноябре-декабре сменилось руководство таможни Кыргызстана, включая несколько одиозных фигур. Ряд бывших руководящих работников был объявлен в розыск и арестован. Минимум двое известных политиков, арестованных в последнее время по коррупционным делам, и один бизнесмен, об исчезновении которого сообщалось весной, контролировали поставки и дальнейшую перепродажу «серых» товаров.
В Казахстане в течение января-февраля 2018 года также прошла кампания по борьбе с контрабандой на китайской границе, затронувшая, однако, преимущественно служащих низшего звена. Решение о кадровых перестановках в руководстве Комитета государственных доходов, отвечающего за таможенное регулирование принято только в октябре.
Благодаря принятым мерам в течение января-августа 2018 года удалось добиться некоторого роста легальной торговли с Китаем. Этот эффект можно проследить, сопоставив статистику торговых операций Китай с Казахстаном и Кыргызстаном.
Объемы импорта из Китая в Казахстан и Кыргызстан в 2016-2018 гг. Миллиарды долларов.
2016 | 2017 | 2018* | ||
Казахстан | КНР | 8,2 | 11,5 | 7,4 |
Национальная статистика | 3,7 | 4,7 | 3,5 | |
Кыргызстан | КНР | 5,6 | 5,3 | 3,5 |
Национальная статистика | 1,4 | 1,5 | 1,3 | |
Доля серого импорта в торговле в Казахстана, % | 54,9 | 59,1 | 52,7 | |
Доля серого импорта в торговле Кыргызстана, % | 75 | 71,6 | 62,8 |
Данные: База данных ООН «Comtrade», 2018; Статистика внешней торговли ЕЭК, 2016-2018, Главное Управление Таможен КНР, 2018 год.
*Январь-август.
Таким образом, по данным перекрестного статистического анализа, уровень серого импорта в первые 8 месяцев 2018 года составил — 3,9 млрд долларов для Казахстана и 2,2 млрд — для Кыргызстана, против 4,6 и 4,2 млрд за полный 2016 год соответственно.
Если текущая динамика сохранится до конца год, можно будет говорить о сокращении «серого трафика» в Казахстане на 950 млн, и в Кыргызстане – на 500 млн долларов. Судя по всему, это первое сокращение объемов незаконной торговли за последние несколько лет в обоих государствах.
Доля «серого импорта» в общей массе экспорта из Китая государств несколько сократилась. В Казахстане — на 6,4 процентных пункта (до 52,7% импорта), в Кыргызстане на 8,8% (до 62,8%).
Указанные оценки представляются сейчас наиболее точными из возможных. Они позволяют говорить о частичных успехах в борьбе с незаконной торговлей китайским контрафактом в обоих государствах.
Проблема контрабанды в Казахстане и Кыргызстане далека от решения, «серый импорт» превышает в обоих государствах половину товарной массы и наносит большой ущерб национальным экономикам и доходам ЕАЭС.
Борьба и перспективы
Анализ борьбы с «серым импортом» в Кыргызстане показывает, что значительная часть используемых схем не отличаются хитроумностью и тщательной конспирацией.
В течение января-февраля 2018 года, практически сразу после вступления в должности нового руководства ГТС, ведомству удалось увеличить объем регистрируемых ввозимых товаров из Китая более чем на 50%, таможенные платежи выросли на 67,9% и опередили все прогнозные показатели. Ведомство за этот период принесло в бюджет более 2 млрд сомов дополнительных средств.
Можно заключить, что политическая воля и смена руководства ведомства помогла в кратчайший срок исключить многие криминальные схемы и легализовать часть товарных потоков. В этой связи у многих наблюдателей вызвало вопросы последующее решение об отставке в мае 2018-го главы ведомства Кубанчбека Кулматова, показавшего столь хорошие результаты в работе.
Критики указывают на то, что после очередной смены руководства таможни Кыргызстана рост таможенных сборов на границе с КНР замедлился. Высказывается предположение, что криминал может вновь активизироваться в ближайшее время. Впрочем, нельзя исключать, что речь о банальном «насыщении» процесса и для дальнейшей легализации «серого» трафика потребуются принципиально новые методы.
Также высказываются опасения в связи с тем, что отдельные одиозные представители бывшего руководства Таможенной службы находятся на свободе и даже контактируют с представителями высшей государственной элиты в ходе публичных мероприятий. В связи с этим предполагается возможный «реванш» криминальных кругов в ближайшем будущем.
Казахстан в деле борьбы с контрабандой находится в самом начале пути. Глава Комитета государственных (КГД) сменился лишь в конце октября, прочие руководители ведомства занимают посты уже 4-5 лет, хотя неудачи в борьбе с «серым импортом» на китайском направлении находятся в их зоне ответственности.
Надежду внушает то, что новый глава Комитета Марат Султангазиев ранее работал в Администрации президента Казахстана и может рассматриваться, как «контролер» от руководства страны, направленный для наведения порядка в ведомстве.
Материалы уже завершенных расследований показывают, что ситуация на таможне Казахстана крайне тяжелая. Организованная преступная группировка, действовавшая на КПП «Жаркент», ввозила в страну по «серым» схемам как минимум 100-200 тонн грузов в месяц.
Наличие неконтролируемых правительством «окон» на границе не только наносит финансовый урон бюджету, но и создает существенные риски для национальной безопасности, ставя под угрозу суверенитет Казахстана.
Политический контекст
В течение 2018 года на уровне ЕАЭС был принят ряд мер по наведению порядка на границе. В частности, в январе вступил в силу новый Таможенный Кодекс организации, в феврале — подписано соглашение об обязательной маркировке ряда длительного пользования товаров, на необходимости которой мы делали акцент в прошлом докладе.
К сожалению, хотя последний документ вступил в силу в августе, пока нет данных о его активной реализации. Есть риски, что в Казахстане и Кыргызстане она может осуществляться достаточно медленно из-за технических проблем с чипизацией товаров.
Также отсутствует информация о введении «перекрестного контроля» стран ЕАЭС на внешних границах Союза. Идея об отправке представителей таможенных служб стран-участниц ЕАЭС в качестве наблюдателей или сотрудников на территорию иных союзных государств высказывалась еще в декабре 2017 года в ходе консультаций глав государств в Минске. Однако о ее практической реализации до сих пор ничего неизвестно. Тем более за пределами обсуждения оказывается и идея единого таможенного органа ЕАЭС.
Выводы и рекомендации
Проблема «серого импорта», несмотря на все принимаемые меры, продолжает оставаться крайне тяжелой. На границе Казахстана и Кыргызстана уровень «серой» торговли превосходит по стоимости легальные торговые схемы.
Можно говорить о наличии больших групп пограничных переходов, которые выводятся криминалом из-под контроля официальных властей, что наносит многомиллиардной ущерб бюджетам ЕАЭС.
Уровень «серого импорта» за прошедшие месяцы несколько сократился в Кыргызстане, но в Казахстане вопреки проводимой оперативной работе продолжает расти.
К концу 2018 года объем контрабанды на границе Казахстана и Кыргызстана с Китаем должен превысить отметку в 9 млрд долларов. Ущерб для национальных экономик составит не менее 500-900 млн.
В связи со сложившейся ситуацией можно рекомендовать:
- признать на уровне официальной риторики Казахстана, Кыргызстана и структур ЕАЭС «серого импорта» в качестве масштабной угрозы, наносящей большой вред национальным бюджетам и создающей стратегическую угрозу суверенитету;
- ориентировать на борьбу с коррупционными схемами максимально возможные силы, включая контрразведывательные подразделения, обеспечивающие безопасность пограничной охраны;
- создать на уровне парламентов Казахстана и Кыргызстана комиссии по расследованию преступлений в сфере таможенного регулирования, упущений бывших и действующих руководителей профильных структур, основных схем контрабанды и способов их блокирования;
- создать при ЕЭК информационную и консультационную структуру для решения этой проблемы. Предоставить ей полномочия напрямую взаимодействовать с силовыми структурами и парламентскими комиссиями стран — участниц ЕАЭС;
- ускорить реализацию февральского соглашения об обязательной маркировке товаров в рамках ЕАЭС;
- вернуться к вопросу о создании единой таможенный структуры в рамках ЕАЭС или хотя бы эффективных мер перекрестного контроля на границах.