В ЕАЭС продолжается борьба с контрабандой

После прошлогоднего доклада ЕАК о проблеме «серого импорта» потребтоваров из КНР через Казахстан и Кыргызстан в этих странах усилилась борьба с контрабандой. Это ведет к пресечению преступных схем и росту таможенных сборов. ИА «Деловая Евразия» опубликовало материал, посвященный последним тенденциям в этой области. Спешим напомнить, что вопрос о вине конкретных лиц может и должен решать только суд.

События октября-ноября 2017 года, когда между главами двух стран возник политический конфликт и вылился в экономическое противостояние, могут привести к новому витку напряженности по итогам спецоперации, прошедшей в Казахстане на минувшей неделе.

15-16 февраля 2018 года одновременно в ряде областей Казахстана – Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской, и в городе Алматы спецслужбы провели крупномасштабную операцию. В ней участвовали Генеральная прокуратура Казахстана, Комитет национальной безопасности и Национальное бюро по противодействию коррупции.

loskutova

— На сегодняшний день задержано 35 подозреваемых лиц, в числе которых трое граждан Кыргызской Республики, должностные лица таможенных органов, пограничной службы, брокеры, посредники, а также члены организованных преступных групп (ОПГ). 33 из них с санкции суда арестованы, — сообщила в понедельник официальный представитель генпрокуратуры Казахстана Оксана Лоскутова. Она отметила, что спецоперации предшествовала длительная оперативная разработка. — Вскрыты и задокументированы устойчивые схемы контрабанды товаров народного потребления через таможенные посты «Алтынколь», «Калжат» и «Хоргос» на казахстанско-китайском, «Кордай» и «Карасу» на казахстанско-кыргызском и «Сарыагаш», «Казыгурт», «Атамекен», «Капланбек» на казахстанско-узбекском участках границы.

Контрабандный товар ввозился в Казахстан из Китая напрямую, а также через Кыргызстан с применением теневых схем таможенного администрирования и поддельных документов.

— Подозреваемым содействовали отдельные должностные лица таможенных органов и пограничной службы, обеспечивавших таможенное оформление по заниженным ставкам и сопровождение груза. Товары направлялись в крупные города Казахстана и Российской Федерации. На казахстанско-узбекистанском участке государственной границы таможенники получали взятки за ускоренное прохождение товаров через пункты таможенных пропусков.

Как рассказали в генпрокуратуре, причастные к контрабанде лица предпринимали попытки заручиться покровительством со стороны специальных и правоохранительных органов путем передач крупных денежных вознаграждений.

— Всего проведенными мероприятиями ликвидировано 8 ОПГ. Начаты досудебные расследования по фактам экономической контрабанды, создания, руководства и участия в организованной преступной и транснациональной преступной организациях, и взяточничества. С санкции суда проведено 76 обысков, в ходе которых изъято значительная сумма денежных средств в национальной и иностранной валютах, ювелирные изделия, правоустанавливающие бухгалтерские документы и таможенные декларации. Задержано две автомашины с контрабандным грузом, — добавила спикер.

В генпрокуратуре сообщили, что происхождение денежных средств и материальных ценностей проверено в рамках досудебного расследования.

Внешнеполитические ведомства Кыргызстана и Казахстана обменялись нотами относительно одного из задержанных кыргызстанцев. Это депутат Жогорку Кенеша КР Дамирбек Асылбек уулу. Депутату и остальным задержанным, предъявлено обвинение в контрабанде: Чингизу Абакирову, Уланбеку Мурадилову (на его имя зарегистрировано шесть кыргызских компаний), и Асылбек уулу Дамирбеку.

Асылбек уулу Дамирбек является депутатом Жогорку Кенеша от фракции «Кыргызстан». Во фракции настаивают на его непричастности к инкриминируемых преступлениях. В сообщениях спецслужб факт задержания политика преподносится особо, имена задержанных, не являющихся гражданами Кыргызстана, не разглашаются.

Политолог Бакыт Бакетаев отмечает в комментарии «Деловой Евразии», что упоминание имени высшего законодательного органа страны в криминальных сводках неслучайно.

baketaev

— Проблема в том, что депутаты используют дипломатический паспорт как обычный гражданский, — отмечает эксперт. — Диппаспорта должны использоваться только в служебных командировках. Это как табельное оружие: применил – сдал; поехал, использовал – сдал. А наши используют везде. Дипломатический паспорт есть и дипломатов, но они, в МИДе, сдают паспорта после поездок за рубеж. А вот в правительстве и парламенте – нет. Поэтому, возникают проблемы – режим дипломатических паспортов не соблюдается. Порядка нет.

По мнению собеседника, предъявление депутату обвинений может быть отнесено не к политике, а к частной жизни. При этом, арест парламентария в числе других задержанных может, фактически, выльется в доказательство обвинений казахской стороны о причастности кыргызских чиновников к контрабанде.

— Они проводили крупную кампанию по противодействию контрабанде, поэтому «замели». Видимо, небеспочвенно, не без фактуры. И я могу связать эту операцию с событиями в октябре 2017 года. Тогда премьер-министр Казахстана говорил, что по документам Кыргызстана и Казахстана есть разница, и вычислили они ее при сопоставлении отчетов по килограммам и суммам по таможенным сборам. Так, что, все соответствует ситуации, — заключил Бакыт Бакетаев.

Проведенная в Казахстане спецоперация становится логическим подтверждением эффективности мер по противодействию контрабанде и незаконному обороту грузов на пространстве ЕАЭС. Ранее, в аналитическом докладе, Евразийский аналитический клуб давал рекомендацию по применению успешного опыта, имеющегося у российских спецслужб. В основе успешной работы по противодействию контрабанде – отказ от участия человека в оформлении документов, и переход на технический метод надзора и оформления.

mendkovich

— К числу первоочередных мер необходимо отнести повышение технической оснащенности и введения максимума средств автоматического контроля на всех пограничных переходах. Также возможна отправка таможенных наблюдателей из сопредельных стран ЕАЭС на пункты пограничного контроля или даже создание «летучих» международных таможенных групп, которые бы посменно работали на разных границах Союза. На внутреннем рынке необходим комплекс мер по выводу розничной торговли и перевозок из тени. Здесь потребуется сложный комплекс мер от упомянутой чипизации товаров, до развития электронного документооборота, интернет-сервисов госсуслуг, упрощения процедур регистрации бизнеса. Возможен также подход, основанный на использовании возможностей ГЛОНАСС-контроля над автотранспортом для фиксации грузопотоков, — отмечал в своем докладе председатель ЕАК, Никита Мендкович.

Василий Кочанов
§ Деловая Евразия