Как развивать аграрный бизнес в ЕАЭС?

fruits-300x225

Публикуем интересный материал Александры Остиной и Владимира Тарасова, где они размышляют над проблемами развития аграрного сектора экономики ЕАЭС и интеграционных процессах в этой сфере. Александра Остин — волонтер и давний друг ЕАК.

Договор об образовании Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) был подписан  29 мая 2014 г. в Астане лидерами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Союз начал функционировать с 1 января 2015 г., а со 2 января 2015 г. в его состав вошла Республика Армения и с 12 августа 2015 г. – Республика Кыргызстан.

В процессе функционирования Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), предшествующего Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 24 марта 2005 г. была принята Концепция агропромышленной политики государств — членов ЕврАзЭС, а в конце 2010 г. Коллегиями Минсельхозпрода Республики Беларусь и Минсельхоза Российской Федерации была одобрена Концепция единой аграрной политики Союзного государства России и Беларуси. [8 c. 56]

Согласованная (скоординированная) агропромышленная политика государств ЕАЭС, изложенная в Договоре о ЕАЭС, предусматривает согласованную (скоординированную), но не единую (общую) агропромышленную политику. Это положение принципиально отличается от аграрной политики Европейского союза, где существуют единые экономические правила, как внутри ЕС, так и во взаимоотношениях с третьими странами. [6 c. 81]

В целях обеспечения согласованной агропромышленной политики в каждом из пяти государств ЕАЭС в настоящее время реализуется собственный экономический механизм государственного регулирования аграрного рынка, в известной степени отличный от других и включающий такие в специфическом наполнении основные элементы, как: кредитование, субсидирование, таможенное и ценовое регулирование, страхование, налогообложение и др.

Согласно Договору основными целями Союза являются (статья 4 Договора):

  • создание условий для стабилизации развития экономик государств в интересах повышения жизненного уровня их населения;
  • стремление к формированию единого рынка товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;
  • всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Реализация поставленных целей предполагает определённую их форму и этапность, которая выражена в переходе от скоординированной и согласованной политики к единой (общей) политике.

Скоординированная политика — политика, предполагающая осуществление сотрудничества государств-членов на основе общих подходов, одобренных в рамках органов Союза, необходимых для достижения целей Союза, предусмотренных настоящим Договором;

Согласованная политика — политика, осуществляемая государствами-членами в различных сферах, предполагающая гармонизацию правового регулирования, в том числе на основе решений органов Союза, в такой степени, которая необходима для достижения целей Союза, предусмотренных настоящим Договором;

Единая (общая) политика — политика, осуществляемая государствами-членами в определенных ими сферах, предусмотренных настоящим Договором, предполагающая применение государствами-членами унифицированного правового регулирования, в том числе на основе решений органов Союза в рамках их полномочий.

Таким образом, государства-члены Союза осуществляют (статья 5 Договора) скоординированную или согласованную политику в пределах и объемах, установленных Договором или международными договорами в рамках Союза, а в иных сферах экономики – стремятся к осуществлению такой политики (скоординированной или согласованной) в соответствии с принципами и целями Союза.

При этом стоит особо отметить, что в каждом из государств-членов ЕАЭС приняты долгосрочные программы развития отечественного сельского хозяйства, положения которых по-разному учитывают возрастающий уровень интеграции в ЕАЭС и формирующийся потенциал общего аграрного рынка, что и находит свое отражение при разработке национальных стратегий развития аграрной сферы государств-членов ЕАЭС. [11 c. 89] Национальные стратегические приоритеты развития сельского хозяйства государств-членов ЕАЭС представлены в таблице 1.

Таблица 1. Основные цели стратегий развития аграрной сферы стран ЕАЭС

Нормативный документ Основные цели
РеспубликаАрмения Стратегия устойчивого развития села и сельского хозяйства Республики Армения на 2010-2020 годы (Постановление Правительства Республики Армения от 04.11.2010 г. № 1476-Н (приложение № 1)) Создание благоприятных условий для модернизации сектора и повышения уровня  конкурентоспособности путём преодоления последствий финансово-экономического кризиса и формирования антикризисных механизмов.
РеспубликаБеларусь Государственная программа развития аграрного бизнесав Республике Беларусь на 2016–2020 годы (Утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь 11.03.2016 г. № 196) Повышение эффективности сельскохозяйственного производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, а также повышение их конкурентоспособности, обеспечение внутреннего рынка страны отечественной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием в необходимых объемах и надлежащего качества на основе формирования рыночных механизмов хозяйствования и развития аграрного бизнеса.
Республика Казахстан Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 гг. (Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 14 февраля 2017 года № 420) Обеспечение производства востребованной на рынках конкурентоспособной продукции АПК. Востребованность продукции предполагает определение приоритетных товарных групп, производство которых необходимо для обеспечения потребностей внутреннего рынка и реализации экспортного потенциала АПК.Конкурентоспособность продукции предполагает решение вопросов ресурсообеспечения, развитие инфраструктуры и реализацию стимулирующей государственной политики в АПК.
РеспубликаКыргызстан Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы (Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 21.01.2013г. №11) Рост объемов производства агропромышленного комплекса, повышение качества продукции, обеспечение продовольственной безопасности страны;Повышение эффективности сельскохозяйственного производства, наращивание потенциала перерабатывающей промышленности и конкурентоспособности продукции всего агропромышленного комплекса;

Повышение бюджетной отдачи агропромышленного комплекса;

Решение социальных вопросов крестьян.

РоссийскаяФедерация Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012г. № 717, уточнена постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 19.12.2014г. № 1421) Обеспечение продовольственной независимости России в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120;Повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России во Всемирную торговую организацию;

Повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса;

Устойчивое развитие сельских территорий;

Воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства.

Источник: составлена авторами [5-9]

Анализируя программные документы развития  аграрных секторов государств-членов ЕАЭС, можно сделать вывод, что некоторые приоритеты и направления развития совпадают, к ним относятся:

  • обеспечение продовольственной безопасности;
  • повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продовольствия как на внутреннем, так и на мировом рынках;
  • повышение эффективности сельскохозяйственного производства и сбыта  сельскохозяйственной продукции и продуктов питания;
  • развитие инфраструктуры;
  • наращивание инвестиционных возможностей;
  • повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • улучшение использования природных ресурсов;
  • развитие сельских территорий, решение социальных проблем села.

Одновременно необходимо учитывать те цели, которые ставятся в сфере экономического развития Союза. В докладе «Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 года», на основе которого были приняты решения Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. № 128 (раздел 3.2 «Направления экономического развития ЕАЭС»), отмечено, что «В целом обеспечение качественного и устойчивого экономического роста государств-членов за счёт интеграционного потенциала Союза как ключевая цель долгосрочного развития достигается за счёт обеспечения конкурентоспособности национальных экономик и Союза в целом».

Разработка стратегии региональной интеграции для аграрных секторов государств ЕАЭС приобретает особую значимость в связи с формированием Евразийским экономическим союзом зон свободной торговли (далее – ЗСТ) с третьими государствами. Как известно, 29 мая 2015 г. ЕАЭС подписал первое такое соглашение с Вьетнамом. Всего же, по данным Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК), в 2015 г. с предложением создать зону свободной торговли с ЕАЭС обратились более 30 государств и региональных объединений. [11 c. 90]

Современное состояние аграрных секторов пяти государств-членов ЕАЭС и проблемные вопросы экономического механизма взаимодействия их аграрных рынков между собой и с рынками третьих стран, требуют новых подходов к определению направлений и путей развития общего аграрного рынка ЕАЭС с учетом планируемого углубления процессов региональной интеграции.

При разработке стратегии региональной интеграции для аграрных секторов государств ЕАЭС следует исходить из того, что будут учтены следующие ключевые принципы интеграции и развития аграрного рынка:

  • единство агропродовольственных рынков (универсальные экономические, организационно-правовые, санитарные, ветеринарные и др. правила);
  • финансовая солидарность (поддержка и развитие АПК ЕАЭС из общего аграрного бюджета);
  • приоритетность производства собственной аграрной продукции (обеспечение преимуществ продукции ЕАЭС при взаимной и внешней торговле);
  • делегирование государственных полномочий по регулированию национального агропродовольственного рынка в наднациональный орган.

Одним из важнейших составляющих элементов механизма формирования общего агарного рынка является разработка сводных согласованных прогнозных балансов, затрагивающих национальные интересы производителей и потребителей каждого из государств, входящих в ЕАЭС даже на стратегическую глубину.

В настоящее время Департамент агропромышленной политики Евразийской Экономической Комиссии осуществляет подготовку и составление среднесрочных совместных прогнозов развития АПК государств-членов ЕАЭС по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия (текущий – на 2016-2017 гг.) с целью оптимизации импорта и прогнозирования развития производственного и экспортного потенциала государств-членов ЕАЭС, но пока прогнозов до 2020 года и тем более до 2030 года не существует.

В целях реализации согласованной (скоординированной) агропромышленной политики ЕЭК подготовила и утвердила ряд рекомендации:

  • о методологии оценки эффективности мер государственного регулирования агропродовольственного рынка и поддержки агропромышленного комплекса;
  • о порядке организации и проведения переговоров и консультаций по спорам, связанным с реализацией согласованной (скоординированной) агропромышленной политики, включая вопросы государственной поддержки сельского хозяйства;
  • о согласованных действиях государств – членов Евразийского экономического союза в области развития экспортного потенциала сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
  • о координации совместной научной и инновационной деятельности государств – членов Евразийского экономического союза в сфере агропромышленного комплекса;
  • о скоординированной политике в области развития биржевой торговли сельскохозяйственными товарами в рамках Евразийского экономического союза;
  • о методологии расчета прогнозных балансов спроса и предложения государств – членов Евразийского экономического союза по сельскохозяйственной продукции, продовольствию, льноволокну, кожевенному сырью, хлопковолокну и шерсти;
  • о координации сбытовой и маркетинговой политики государств – членов Евразийского экономического союза в отношении экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Перечисленные рекомендации, однако, носят скорее информационный, а не практический и обязательный к выполнению характер.

Одним из наиболее эффективных инструментов реализации имеющегося экспортного потенциала в агропродовольственной сфере государств ЕАЭС является создание ЗСТ. Формирование экономических отношений ЕАЭС с другими государствами идет достаточно высокими темпами, и в этой сфере в настоящее время преобладает восточный вектор развития – ЕАЭС ориентирован на рынки стран АСЕАН и азиатского региона в целом. [11 c. 91]

При последовательном совершенствовании созданных к настоящему времени институциональных структур межгосударственной интеграции в аграрной сфере станет возможным обеспечение эффективного взаимодействия государств-членов ЕАЭС между собой на общем аграрном рынке, а также с аграрными рынками третьих стран.

Стратегия региональной интеграции для аграрных секторов государств-членов ЕАЭС должна базироваться на основополагающих документах, принятых в рамках Евразийского экономического союза, результатах научных исследований и анализа экономической ситуации, сложившейся в государствах-членах ЕАЭС в ходе экономических преобразований и интеграционных процессов. Разработка стратегии должна основываться на комплексном подходе, при этом необходимо учитывать взгляды государств-членов ЕАЭС на общие цели, приоритеты и перспективы развития аграрной сферы для углубления межгосударственных экономических отношений.

Список литературы:

  1. Авдеева, Л. Чем выгоден России Евразийский экономический союз./Л. Авдеева [Электронный ресурс]. URL: http://www.posprikaz.ru/2014/06/chem-vygoden-rossii-evrazijskij-ekonomicheskij-soyuz/
  2. Винокуров, Е.Ю., Либман, А.М. Евразийская континентальная интеграция/ Е.Ю. Винокуров, А.М. Либман — СПб.: Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития. – 2012. – 224 с.
  3. Глазьев, С.Ю., Чушкин, В.И., Ткачук, С.П. Европейский союз и Евразийское экономическое сообщество: сходство и различие процессов интеграционного строительства/ С.Ю. Глазьев, В.И. Чушкин, С.П. Ткачук — М.: ООО «ВИКТОР МЕДИА». — — 240 с.
  4. Козенко З.Н., Петерс И.А., Шмырёва И.А. Особенности экономической интеграции в аграрной сфере России //Козенко З.Н., Петерс И.А., Шмырёва И.А. //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, № 1, 2014 г. – С. 45-47
  5. Количественный анализ экономической интеграции Европейского союза и Евразийского экономического союза: методологические подходы. – ЦИИ ЕАБР, 2014. – 62 с.
  6. Крылатых, Э.Н. Аграрная Европа в XXI веке / Крылатых Э.Н. и др. — Федеральное государственное учреждение науки – Институт Европы Российской Академии Наук. – М.: Летний сад, 2015. – 328 с.
  7. Либман, А.М. Модели экономической интеграции: мировой и постсоветский опыт /А.М. Либман – Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. – 2009. – М.
  8. Осинина, А.Ю., Глотова, И.С. О некоторых элементах экономического механизма развития общего аграрного рынка государств Евразийского экономического союз / А.Ю. Осинина, И.С. Глотова // Материалы конференции «Развитие АПК России: тенденции и перспективы» в рамках III Московского экономического форума (23 марта 2016 г.). М.: ФГБНУ ВНИИЭСХ. стр. 55-67.
  9. Папцов, А.Г. Национальный и наднациональный уровни регулирования и направления финансирования аграрного сектора ЕС / А.Г. Папцов // АПК: Экономика, управление. — 2015. — № 2. С. 81-87.
  10. Перспективы развития проекта ЕАЭС к 2025 году. Рабочая тетрадь. Спецвыпуск / 2017 // Е.С. Алексеенкова, И.С. Глотова, А.Ю. Осинина и др.// Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: НП РСМД, 2017. – 92 с.
  11. Тарасов, В.И., Бикмуллин, А.Л., Осинина, А.Ю., Глотова, И.С. Новые механизмы создания интеграционных формирований // В.И. Тарасов, А.Л. Бикмуллин, А.Ю. Осинина, И.С. Глотова //Экономика сельского хозяйства России, № 10, 2016 г. – с. 87-93
  12. Тарасов, В.И., Глотова, И.С. Управление процессами интеграции и дезинтеграции на межгосударственном уровне /В.И. Тарасов, И.С. Глотова – М.: ИПУ РАН – 2014, с. 307-314.
  13. Ушачев, И. Стратегические подходы к развитию АПК России в контексте межгосударственной интеграции/ И.Г.Ушачев// АПК:экономика, управление. – 2015. — №1. – С.3-16.
  14. Шкуренко, А. «Формирование общего аграрного рынка в ЕС: уроки для Евразийского экономического союза» / А. Шкуренко // ЕЭИ — № 4 (29) ноябрь 2015. стр. 73-94.
  15. Шпак, А.П. Стратегия развития АПК Беларуси в условиях евразийской интеграции // А.П. Шпак // Аграрная политика России в условиях международной и региональной интеграции. Труды международной научно-практической конференции. Часть II. – М.: — ФГБНУ ВНИИЭСХ, 2015. – 303 с.

* Статья впервые опубликована в журнале «Агропродовольственная политика России».