Строительство «зон примирения» в Сирии
Член ЕАК Дмитрий Волков, длительное время работавший на территории Сирийской Арабской Республики, описал практику создания безопасных зон в стране при участии российских войск. Рассказ посвящен процесс в районе Телль-Рифъат, который сейчас стал обсуждаться в зарубежной прессе.
Сейчас, после ликвидации основных сил ИГИЛ, основной задачей становится — мирное строительство, особенно в районах, где действует перемирия между силами официального Дамаска. Здесь особенно велика роль российских военных, обеспечивающих деэскалацию в этих местах, договариваются со всеми вооруженными группами и местными общинами.
Ярким примером такого взаимодействия является небольшой городок Телль-Рифъат в провинции Алеппо на севере страны, где проживают как курды, так и арабы. В сентябре этого года там была создана зона деконфликтации, что позволило предотвратить провокации и боестолкновения между отрядами Сирийской свободной армии и курдским ополчением.
Сейчас в период перемирия в регион возвращаются беженцы, покинувшие его в дни боев, и необходимо обеспечить их безопасность.
На границах зоны подразделениями российской военной полиции были развернуты два контрольно-пропускных пункта и четыре наблюдательных поста. Им помогают части сирийской правительственной армии с тяжелым вооружением. Размещение российских военных позволило прекратить боевые действия, стабилизировать обстановку и создать гарантии безопасности арабскому населению, которое все активнее возвращается в места, где они проживали до войны. По подсчетам сирийских властей, за последнее время в район Телль-Рифъата вернулось около двухсот арабских семей, то есть почти тысяча человек. Одновременно правительство восстанавливает их дома, прочую инфраструктуру, обеспечивает бесперебойные поставки воды, продовольствия и медикаментов.
На сегодняшний день основным гарантом соблюдения режима прекращения огня и стабилизации обстановки в этом районе стали российские военные полицейские. Стоит отметить, что их нахождение в зоне деконфликтации является надежным залогом того, что никто из действующих вблизи бандформирований не решится нарушить границы зоны, рискуя напороться на жесткий и мощный отпор со стороны как «красных беретов», так и поддерживающей их российской авиации.