Ритм Евразии: По заветам Геббельса. Подход Запада к освещению Второй мировой войны

Летом нынешнего года представители «всего цивилизованного мира», включая страны, воевавшие в годы Второй мировой войны на стороне нацистов, отмечали 80-летие высадки союзников в Нормандии – по мнению этого самого «цивилизованного мира», переломного момента всей войны.

Вот только представителей России – наследницы СССР, вынесшего основную тяжесть борьбы с нацизмом, на это празднование не пригласили. Как, впрочем, и за пять лет до того. И британский король Карл III, выступая по этому поводу, упомянул даже таких «победителей», как Бирму, но по поводу роли Советского Союза в победе ему память отшибло. Впрочем, неудивительно. Ещё министр пропаганды Третьего рейха доктор Геббельс говорил: «Мы добиваемся не правды, а эффекта».

За кого воевала Европа

Впрочем, позиция французского правительства, выступавшего в качестве приглашающей стороны, вполне объяснима и совершенно логично проистекает из решения Европарламента, принявшего 19 сентября 2019 г. резолюцию, в которой ответственность за начало Второй мировой войны возлагается как на Германию, так и на СССР. Париж последователен: ведь на стороне нацистов воевало больше французов, чем против Гитлера.

Вам нужны цифры? Пожалуйста: только в плен Красной армии на Восточном фронте попало более 22 тысяч французов, а Рейхстаг обороняли эсэсовцы из дивизии «Шарлемань», численность которой составляла 7 тысяч человек. Ещё в 1941 году на фронт отправили 3000 французов из «Легиона добровольцев против большевизма», которых в Подмосковье занесло на Бородинское поле.

В 1943-м немцы создали во Франции добровольные вооружённые отряды по типу СС, названные «милицией», численностью 45 000 человек, которые боролись вместе с немцами с Сопротивлением и охотились за евреями. Ещё 32 000 членов «французского гестапо» (Carlingue) помогали нацистам вычислять «врагов, семитов и коммунистов». Столько же «добровольных помощников», стукачей помогало это делать «на внештатной основе».

Минимальное число французов в рядах вермахта оценивают в 100 тысяч человек. Минимальное, существуют и более «оптимистичные» оценки. В 1940 году в Африке при обороне Дакара именно французы потопили три корабля и сбили шесть самолётов Великобритании. 35 000 французских солдат в Сирии и Ливане летом 1941 года в боях с англичанами потеряли 10 000 убитыми и ранеными. В Алжире в ноябре 1942 года англо-американским войскам в ходе операции «Факел» противостояло 60 000 французских солдат. 8 000 французов полгода обороняли от англичан остров Мадагаскар. Всего набирается 322 000 человек.

Теперь «обратная сторона медали». Численность «Свободной Франции» генерала де Голля с 1940 по середину 1943 г. выросла с 7 000 до 39 000. В знаменитом французском Сопротивлении к моменту высадки в Нормандии насчитывалось 135 тысяч. «Но есть нюансы», как говорит один телеведущий. 60 000 из них – бежавшие из Испании республиканцы, 2 000 – немецкие коммунисты, 3 000 бежавшие советские военнопленные или русские эмигранты. Впечатляет? Объясняет, почему французские власти так не любят вспоминать о роли СССР в борьбе с нацизмом?

Есть объяснение и тому, почему Европарламент принимает подобные резолюции и горой стоит за возродившийся на Украине нацизм: из 41 дивизии войск СС только 17 состояло из немцев или «фольксдойче». Остальные – добровольцы из буквально всех стран Европы. Включая такие «великие державы», как Эстония и Латвия, так любящие проводить марши эсэсовцев и их потомков. Вторая, кстати, сформировала аж две эсэсовских дивизии. Так обожающая украинских нацистов Польша, между прочим, поставила лишь на Западный фронт в составе вермахта 315 000 солдат. 68 000 поляков, воевавших за Гитлера, сдалось в плен союзникам, 60 000 – Красной армии, около 250 тысяч погибло. И это не считая прочих коллаборационистов.

Кто позволил Гитлеру вооружиться

Если говорить о проблемах с памятью у британского монарха Карла III, то дело здесь вовсе не в возрастных изменениях и даже не в тяжёлой болезни, с которой он борется. Ведь речи для подобных мероприятий согласовываются с множеством советников. Англичанам просто есть что скрывать относительно собственной роли в развязывании Второй мировой войны, поддержке нацизма и даже в военных преступлениях, граничащих с геноцидом. Даже в собственно королевской семье.

Речь идёт, в частности, о двоюродном деде Карла III – короле Эдуарде VIII, выражавшем явные симпатии как к итальянскому фашизму, так и к германскому нацизму. И лишь его неуступчивость в вопросе женитьбы на американской киноактрисе, которой приписывают любовную связь с Риббентропом, привела к тому, что он не был коронован и отрекся от престола. Зато успел проявить принципиальность в других вопросах. В том числе в поддержке захвата фашистской Италией Эфиопии и Гитлером – демилитаризованной Рурской области, что предоставило нацистам просто гигантскую промышленную базу для подготовки к грядущей войне. Уже после отречения Эдуард посетил нацистскую Германию, встречался с Гитлером, «зиговал» на фотокамеру.

Именно Великобритания сыграла решающую роль в «непротивлении» таким шагам фюрера, как аншлюс Австрии и захват Чехословакии. Только эти шаги позволили Гитлеру получить современное вооружение, позволившее ему сформировать и оснастить к началу боевых действий против франко-британских войск 20 дивизий. В арсенал вермахта поступили миллион винтовок, более 500 зенитных орудий, 43 тысячи пулеметов, 1582 самолета, 469 танков и 2175 орудий, захваченных в этой стране. Захваченные сверхмощные орудия вели огонь и по дотам «Линии Мажино», и по Ленинграду, и по Севастополю. Как признался британский премьер-министр У. Черчилль, «с падением Чехословакии мы понесли потери, равные потере примерно 35 дивизий. Кроме этого, заводы фирмы «Шкода», второго по важности центра военной промышленности в Центральной Европе, с августа 1938 по сентябрь 1939 года выпустили продукции столько же, сколько и британские оружейные заводы за этот же период».

В 1940-41 гг. именно чехословацкие танки составляли четверть германских «панцерваффе», а до окончания войны чехословацкая промышленность передала нацистам 1400 танков, 2000 самоходных орудий и 2500 самоходных противотанковых орудий. Не считая прочих вооружений.

От «Странной войны» до геноцида

Да, Великобритания и Франция честно выполнили обязательства по договору с Польшей после нападения на неё Германии, вступив в войну. Вот только… Война эта получила от самих же западных журналистов название «Странная». Поскольку практически никаких боевых действий, которые могли бы облегчить участь погибающей Польши, эти союзники не вели. «Я был удивлён спокойствием, которое там царило, – писал об обстановке на фронте французский корреспондент Ролан Доржелес в конце октября 1939 года. –  Артиллеристы, которые расположились на Рейне, спокойно смотрели на немецкие поезда с боеприпасами, которые курсируют на противоположном берегу, наши лётчики пролетали над дымящимися трубами завода Саара, не сбрасывая бомб. Очевидно, главная забота высшего командования заключалась в том, чтобы не беспокоить противника».

Только 30 октября 1939 года британским истребителем впервые на Западном фронте был сбит немецкий самолёт-разведчик, а 9 декабря погиб первый во Второй мировой войне британский пехотинец, случайно зашедший на минное поле.

Объяснения такой пассивности дают рассекреченные не так давно британские военные планы. Английские генералы собирались воевать вовсе не с Гитлером, а с… Советским Союзом. Так, план «Пайк» предусматривал уничтожение примерно за месяц советской нефтеперерабатывающей промышленности на Кавказе – в Баку, Грозном, Батуми. Уже были выделены и направлены на Ближний Восток самолёты для реализации данного плана. Помешало лишь начало германского завоевания Франции.

Другой план «Кэтрин» предусматривал провокацию в Финляндии, которая втянула бы Германию в боевые действия против СССР с немедленным заключением мира с Гитлером и началом совместной англо-германо-французской агрессии против Советского Союза. Эта идея настолько понравилась Черчиллю, что в апреле 1945 года он приказал разработать план «Немыслимое», согласно которому остатки нацистских дивизий, британцы и американцы должны были выйти именно к тому рубежу, о котором мечтал фюрер – к линии Архангельск – Астрахань.

Совершенно не любят вспоминать британцы и об устроенном ими искусственном голоде в Бенгалии, в ходе которого погибло до 3,8 миллиона человек. Неурожай риса, случившийся в декабре 1942 года, усугубился действиями британской колониальной администрации, «своеобразно» отреагировавшей на захват японцами Бирмы, внёсшей, согласно Карлу III, «огромный вклад в победу во Второй мировой войне». Мало того, что колониальная администрация вывезла из голодающего региона 80 000 тонн зерна, так ещё и экспроприировала 66,5 тысячи судов, на которых население ловило рыбу и подвозило в города продукты. Существовал и запрет на ввоз продовольствия, предназначенного для голодающих: в Лондоне опасались, что оно попадёт в руки японцам.

«Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой»

Данную фразу тоже приписывают Йозефу Геббельсу. Но взяли её на вооружение именно те, кому очень уж хочется принизить роль Советского Союза в победе над нацизмом. Именно поэтому о боевых действиях на Восточном фронте, где было уничтожено до 70% гитлеровских вояк, где были перемолоты войска сателлитов Германии – Румынии, Венгрии, Италии, Финляндии – стараются не вспоминать.

Порой все упоминания о самых ожесточённых сражениях Второй мировой войны сводятся в школьных учебниках на Западе к нескольким абзацам: мол, что-то там, на востоке происходило, но если бы не возня в африканской песочнице с корпусом (всего лишь корпусом, даже не армией!) Роммеля и не приснопамятная высадка в Нормандии, когда Красная армия уже вовсю гнала фашистов из Белоруссии, а на Украине подошла к границе «Генерал-губернаторства», то немцев бы не разбили.

Вот и получается, что если в 1945 г. 57% французов считали, что Вторую мировую выиграл СССР, 20% – США, 12% – Великобритания, то к 2004 году ситуация изменилась кардинально. США считали победителями 58%, СССР – 20%, Великобританию – 16%. В нынешнем году победу над Гитлером США отдают 60% опрошенных, СССР – 25%, Великобритании – 15%.

Это во Франции. Ещё любопытнее результаты опросов в других странах. Американцы отдают 55% своей стране, СССР – 11%, Великобритании – 7%. Немцы: США – 37%, СССР – 27%, Великобритании – 7%. Финны: США – 32%, СССР – 24%, Великобритании – 13%. Англичане: СССР – 15%, США – 14%, Великобритании – 50%.

Ну а теперь предоставим слово современникам тех событий. Например, президенту США Франклину Делано Рузвельту: «Русские войска уничтожили и продолжают уничтожать больше живой силы, самолётов, танков и пушек нашего общего неприятеля, чем остальные объединённые нации, вместе взятые». Или американскому генералу Дж. Маршаллу: «Без успешных действий Красной армии американские войска были не в состоянии противостоять агрессии, и война была бы перенесена на американский континент». Можно дать слово и такому лютому ненавистнику СССР, как Уинстон Черчилль. Так и он выразился категорично: «Именно русская армия выпустила кишки из германской военной машины».

Вот только, как говаривал доктор Геббельс, «пропаганда должна быть популярной, а не приятной интеллектуально. Поиск интеллектуальной правды не входит в задачи пропаганды».

***

Да, открытие Второго фронта сыграло свою роль в разгроме нацизма. Вот только то, как этот шаг превозносят западные СМИ, вызывает недоумение не только в России, но и в странах Глобального Юга. Ведь там прекрасно помнят, как тот же Черчилль костьми ложился, чтобы не допустить высадки союзников во Франции в 1942 и 1943 годах, когда решающие сражения с гитлеровцами проходили именно на территории СССР. И именно под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, Левобережной Украине были перемолоты отборные германские силы.

Да, значительную роль сыграли и поставки в СССР оружия, боеприпасов, стратегического сырья, техники по ленд-лизу. Вот только их объёмы стали ощутимыми лишь в 1943 году, когда после Сталинграда, говоря словами Черчилля, «из германской военной машины были выпущены кишки». А пик этих поставок пришёлся на 1944 год, когда Красная армия гнала фашистов и их прислужников со своей земли. К слову, тех же консервов, ставших прекрасным подспорьем в питании красноармейцев, крошечная Монголия поставила почти столько же, сколько США, а каждая пятая лошадь в обозах советских войск была монгольской.

Но, к сожалению, исторические представления на Западе формируют не столько на фактах истории, сколько по пропагандистским фильмам или в лучшем случае по материалам прессы. А ещё пресловутый министр пропаганды утверждал: «Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней».

Александр Горохов