Зачем Меркель приехала в Кыргызстан?
Публикуем статью друга ЕАК Дарьи Андреевой, участницы майской «Школы по Центральной Азии», о причинах о контексте визита в Бишкек канцлера ФРГ Ангелы Меркель. В тексте присутствуют комментарии членов ЕАК. Впервые опубликован сайтом «Русская планета«.
13–14 июля канцлер Германии Ангела Меркель впервые совершает визит в Киргизию. В программе — встреча с президентом Алмазбеком Атамбаевым, спикером парламента Чыныбаем Турсунбековым и верховным муфтием Максатбеком Токтомушевым.
Сам факт подобного внимания Берлина к республике вызывает немало вопросов — в первую очередь в самой Киргизии и России. Очевидно, что переговоры между Берлином и Бишкеком не могут не затрагивать темы РФ и ЕАЭС. В подобного рода контактах лидеров центральноазиатских республик с их коллегами из США и ЕС традиционно просматривается антироссийский подтекст, и недавнее турне Джона Керри стало тому подтверждением. Более того, визит Ангелы Меркель проходит на фоне празднования в Киргизии столетия восстания против Российской империи.
Взаимопонимание во всем
Судя по прозвучавшим заявлениям, президент Киргизии Алмазбек Атамбаев и Ангела Меркель переговорами остались довольны, но о конкретных договоренностях ничего не сказано. Ранее сообщалось, что никакие документы подписывать не планируется.
«Обсуждены вопросы, касающиеся гуманитарных, торгово-экономических и других вопросов. Также мы говорили о региональной безопасности, об угрозе терроризма, обменялись мнениями о религии. В ходе встречи затронуты конфликт на Украине и последствия санкций против России. Хотелось бы, чтобы стороны нашли взаимопонимание», — поделился на пресс-конференции Алмазбек Атамбаев. По его словам, обсуждались вопросы развития республики как демократического государства, и в этом Германия пообещала оказать поддержку. Атамбаев подчеркнул, что во всех сферах Бишкек и Берлин нашли понимание друг с другом.
В свою очередь, Ангела Меркель упомянула о помощи республике в развитии малого и среднего бизнеса, сотрудничестве в сфере образования и здравоохранения и даже о перспективах развития туризма между странами. Но создается впечатление, что все это лишь ширма из ничего не значащих слов.
Стороны коснулись не только вопросов двустороннего сотрудничества, но и взаимодействия ЕАЭС и ЕС. Атамбаев выступил за активизацию сотрудничества ЕС с Евразийским экономическим союзом. В качестве примера президент КР привел уже подписанное соглашение между Евросоюзом и Казахстаном и готовящийся аналогичный документ между ЕС и Арменией. Канцлер согласилась с ним: «Важным аспектом развития сотрудничества между странами является улучшение отношений между Евразийским экономическим союзом и ЕС».
Все это звучит вполне в ключе предыдущих резонансных высказываний канцлера о необходимости сближения России с экономическим пространством Европы и создании единой экономической зоны «от Лиссабона до Владивостока» и признаний в желании снять антироссийские санкции. Но принимать эти миролюбивые заявления за чистую монету не стоит, особенно руководству Киргизии.
Истинные цели
Директор Центральноазиатского института по развитию Алибек Тусупбеков (Киргизия) в беседе с РП отметил, что визит Ангелы Меркель оказался довольно неожиданным для всех, так как лидеры западных стран редко приезжают в республику. У Киргизии незначительный торговый оборот с Германией и остальными странами ЕС (за исключением Швейцарии, куда экспортируется золото), нет крупных совместных экономических проектов. В то же время Германия активно проявляет себя в культурной и образовательной сферах, поддерживая распространение немецкого языка и культуры, принимая студентов из Киргизии по грантовым программам в немецкие вузы. В политической сфере Германия участвует в процессах демократизации, оказывая финансовую помощь на различные реформы и выделяя гранты для поддержки гражданского сектора.
«Как было официально заявлено, цель приезда немецкого канцлера — широкий круг вопросов, куда входят уже имеющиеся сферы партнерства, так и открытие новых. Но есть основания полагать, что затронуты и некоторые «деликатные» моменты. В частности, ситуация вокруг правозащитника Азимжана Аскарова, который осужден за разжигание межнациональной вражды, организацию массовых беспорядков и убийство сотрудника правоохранительных органов в 2010 году во время Ошских событий. Отмены этого приговора давно добиваются местные правозащитники, которых в этом поддерживают и страны Запада. Сегодня Атамбаев уже заявил, что это дело будет пересмотрено», — говорит Алибек Тусупбеков.
Другим моментом, который за несколько дней успел стать скандальным, стала дискуссия вокруг возможного размещения беженцев с Ближнего Востока в Киргизии, для которых будут созданы «фильтрационные пункты». Несмотря на то что МИД КР выступил с опровержением, заявив, что этот вопрос в повестке «не стоит и рассматриваться не будет», страсти в соцсетях и СМИ не утихают. «Почти все кыргызстанцы выступают против приема беженцев, справедливо замечая, что у нас хватает своих проблем, и опасаясь, что среди беженцев могут быть террористы ДАИШ (запрещена в России. — РП). Если все-таки руководство страны примет решение их принять, то имеются серьезные основания полагать, что протесты против этого решения выйдут за пределы соцсетей, так как в КР в последние лет 15 наблюдается повышенный уровень конфликтного потенциала, который может в любой момент вылиться в открытое противостояние», — рассуждает Тусупбеков.
По словам политолога, политическое руководство Киргизии, принимая Ангелу Меркель, пытается продемонстрировать давно взятый на вооружение имидж демократической страны и принцип многовекторности внешней политики, за отход от которого Атамбаев уже подвергался жесткой критике от местных НКО и правозащитников — в основном из-за вступления в ЕАЭС. Бишкек также традиционно ожидает и дальнейшей финансовой помощи от Германии и ЕС, которые являются одними из главных доноров для КР.
Глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович высказал предположение, что размещение беженцев станет частью пакета завуалированной экономической помощи, который Германия может предложить в случае некоторых уступок Бишкека. Берлин готов вложиться в гипотетический проект, а Бишкек получит финансовую помощь и потенциал для создания новых рабочих мест. Однако нужно понимать, что практической пользы у этого начинания нет: основной поток мигрантов из Северной Африки и Ближнего Востока идет в Европу через Турцию, никаких мигрантов из Сирии в Киргизии не наблюдается, и вряд ли они могут появиться даже в перспективе. Так что для Меркель эта дискуссия — повод продемонстрировать немецким избирателям, что ею принимаются меры по решению миграционного кризиса в ЕС. Впрочем, даже эта скрытая экономическая помощь, скорее всего, в итоге оказана не будет.
Никита Мендкович уверен, что политической целью визита Ангелы Меркель является попытка отдалить Киргизию от евразийского блока, и она выступает в роли посланника Запада в этом вопросе. «Меркель выдвигает комплекс предложений Бишкеку, который, по ее мнению, способен компенсировать отдаление от Москвы и даже, возможно, выход из ЕАЭС. Одновременно с достаточно призрачными обещаниями экономической помощи она настаивает на некоторых изменениях во внутренней и внешней политике. По моим источникам, речь идет о пересмотре политики Бишкека по отношению к Москве и уступках в вопросе южной политики страны, то есть в отношениях с Узбекистаном и отношениях с меньшинством в южных регионах, включая Ошскую область, где произошел известный межэтнический конфликт», — полагает Мендкович.
На прошедшем саммите НАТО в Варшаве была сформирована консолидированная позиция западных стран по России, и речь не идет о свертывании конфронтации между РФ и Западом. Ангела Меркель является сторонницей официальной линии НАТО, поэтому ее примирительные заявления в Бишкеке вряд ли говорят об обратном, в противном случае она искала бы контакты на уровне Москвы. В России внимательно и настороженно следят за действиями Ангелы Меркель и других западных «партнеров» в Центральной Азии, и хочется верить, что момент, когда Киргизия может безвозвратно уйти из сферы российского влияния, не будет упущен.