Станрадар: Казахстанский «Кантар». «Оян, ЦРУ»
Группировка «Оян, Казахстан» прекратила свое существование вскоре после событий «Кантара» 2022 года, хотя активно участвовала в его проведении. Но она слабо смотрелась на фоне других экстремистских групп, таких как «Демпартия», «Ел Тиреги» и «Демвыбор», из-за чего к проекту потеряли интерес американские спонсоры.
Вспомнить грустную историю этого движения меня заставило обнаружение в соцсетях постов американского разведчика Джозефа Белла, работающего под прикрытием NED. Он вспоминал о своих поездках по Казахстану в течение 2023-го и совершенно не опасался ареста за организацию беспорядков 2019 года и причастность к кровавому мятежу 2022-го.
Лидеры «Оян» тоже все еще живут в Казахстане и активно вмешиваются в политику и общественную жизнь. «Журналисты», «сотрудники НПО», «политологи» и «активисты» – стараются не вспоминать тот этап своей жизни, когда на деньги «Фонда Сороса» создавали политический блок и организовывали уличные беспорядки. А самое главное – о сотрудничестве с разведкой США.
Партия Сороса
Движение «Оян, Казахстан» (и смежная с ним «коалиция Республика») было создано в 2019 году после провала проекта «Жана Казахстан», который от лица ЦРУ курировал Питер Залмай-Залмаев, замеченный также в связях с руководством «Демпартии» Мамая и Дуванова.
Партия «Жана» должна была получить официальную регистрацию в Казахстане и выступить на выборах с утвержденной Госдепом США националистической программой. Однако проамериканским силам в «Акорде» не удалось пролоббировать этот шаг, и Вашингтон сделал ставку на «улицу» – радикалов, которые должны были вывести на протесты молодежь под лозунгами непризнания выборов и защищать интересы США непарламентскими средствами.
Лидером группировки стал Димаш Альжанов, более 15 лет – официальный сотрудник Национального Института Демократии (NDI), финансируемого правительством США, обладатель украинского гражданства и собственного бизнесе в Киеве. Асем Жапишева и Бэлла Орынбетова – на гранты правительства США, получаемые через НПО «Интерньюз» (оператор средств агентства USAID), вели кампанию против строительства российской АЭС в Казахстане и защищали интересы американской корпорации «Westinghouse». Касымхан Каппаров работал координатором программ «Фонда Сорос-Казахстан». Вообще с американскими фондами оказались связаны практически все основные активисты «Ояна».
Программа «Оян, Казахстан» была составлена группой сотрудников и грантополучателей «Фонда Сорос-Казахстан», о чем свидетельствует утечка из рабочего чата фонда, где согласовывались формулировки официальных документов движения и подчеркивалась «сопричастность» к ним сотрудников организации.
Мероприятия «Оян» проводились при поддержке алматинского НПО-иноагента «Молодежная информационная служба Казахстана» (МИСК), которая всячески продвигала эту группировку. Глава МИСК Ирина Медникова, известная своей проукраинской позицией и зоологической русофобией, лично участвовала в совещания «ояновцев». Эту структура является крупным получателем грантов американского государственного фонда NED, под прикрытием которого спецслужбы США финансировали «Демпартию».
«Оян, Казахстан» активно участвовало и организовало в течение всего 2019 года массовые выступления в Казахстане. Особенно интенсивными были акции в июне, связанные с попыткой отменить результаты выборов президента Казахстана. На несанкционированные митинги «ояновцы» ходили, как на работу.
Протест и шпионы
Безусловно, история «Оян, Казахстан» поражает своим цинизмом. Группа сотрудников американских фондов во главе с Альжановым, обладателем иностранного паспорта, работающего на правительство США, – выводит на улицы людей, устраивает беспорядки, выступает за отмену национальных выборов. Но грязи в этом эпизоде гораздо больше, чем можно предположить на первый взгляд.
В 2019 году пресса опубликовала, со ссылкой на источники в спецслужбах Казахстана, что «Оян» было проектом ЦРУ США («Раскрыта сеть ЦРУ: теперь в Казахстане»). По этим данным, решение о создании движения было принято в мае 2019-го в ходе поездки в Алматы двух оперативников ЦРУ Джозефа Белла и Спаски Гатзинска, а посредником между ними и будущими лидерами протеста стал некий владелец конференц-центра в городе Тимур Нусимбеков.
Те двое американских агентов действительно побывали в мае 2019 года в соседнем Бишкеке, вызвав своей неосторожностью так называемый «Гатзинска-гейт», раскрытие связей с ЦРУ группы лидеров кыргызских НПО, финансируемых Америкой.
Среди их собеседников оказались местные «акитивисты», которые через несколько месяцев участвовали в «кой-ташских» событиях, пытаясь использовать конфликт действовавшего и бывшего президентов для захвата власти. В частности, были опубликованы фото и аудиозаписи их встреч с Равшаном Жээнбековым, который командовал боевиками в Кой-Таше, а до этого торговался с Беллом о возможности занять пост премьера после захвата власти.
Проверка по открытым источникам показала, что разведчик Белл действительно выехал из Бишкека 12 мая 2019 года, а 18 мая вылетал уже из Алматы.
А днем 13 мая, сразу после его приезда в город, упомянутый в статье Тимур Нусимбеков встретился в одном из алматинских кафе с группой проамериканских активистов, среди которых были Альжанов и Жапишева.
5 июня он же оказался на первой конференции движения «Оян, Казахстан», причем, судя по снимкам, сидел рядом со столом политсовета.
Нусимбекова отличает явно прозападная ориентация. Его организация получала гранты от «Фонда Сороса-Казахстан», а он сам работал с дочерним проектом фонда «Paperlab». В 2022 году также начал сотрудничество с пропагандистскими структурами украинских националистов. Однако большой публичности он не приобрел, видимо, из-за своей второй работы.
По шпионскому следу
Поиск по открытым источникам показал, что Нусимбеков был знаком и переписывался с американской разведчицей Гатзинска, а также контактировал еще минимум с одним агентом ЦРУ – Чез Мартином, который работал под дипломатическим прикрытием в консульстве США в Астане, а до того в Афганистане. (По данным журналистского расследования, упомянутого выше, Мартин привлек Нусимбекова к работе на США и тот стал одним из его лучших агентов).
Долгое время Нусимбеков хранил в своих соцсетях совместные фотографии с американским разведчиком, но в 2022 году удалил эти свидетельства, видимо, опасаясь расследования своей роли в событиях «кантара».
Шпион Мартин «засветился» не по собственной вине. После прохождения службы в Казахстане он был направлен для прохождения службы под прикрытием компании «Zinc Network» (Великобритания), где находился 2018-2019 гг.
Однако в 2021 году в Британии произошла утечка большого массива секретных документов, касающихся использования этой фирмы, как прикрытия спецслужб для пропаганды на постсоветском пространстве, а в отдельных случаях — разведывательных операций в интересах ЦРУ и Ми-6.
Таким образом, тесные связи Нусимбекова сразу с несколькими оперативниками ЦРУ США предполагают, что именно он выступал на определенных этапах посредником между ними и руководством «Оян, Казахстан», участвовавшим в организации беспорядков в 2019 году и кровавого алматинского мятежа в 2022-м.
С высокой вероятностью «ояновцы» знали о связях Нусимбекова с американской разведкой. Тем более что казахстанским журналистам удалось выяснить, что американские спецслужбы выходили на минимум двух членов политсовета «Оян».
В частности, им удалось установить, что Касымхан Каппаров встречался в Алматы с Грегори Ноланом, сотрудником Дипломатической Службы Безопасности США (ДСБ), которая совместно с ЦРУ обеспечивает разведывательную и контрразведывательную работу американских посольств. Организатором встречи выступил сотрудник «Фонда Сороса» Денис Рейнолдс, который также длительное время работал в ДСБ.
По версии журналистов, лидер «Оян» Димаш Альжанов также изначально был связан с ЦРУ через некоего кыргызского НПО-шника Дмитрия Кабака, который его, якобы, «привлек к сотрудничеству» в ходе поездки на Украину в 2016-м.
Кабак — известная личность в соседнем Кыргызстане. 10 лет назад он возглавлял Фонд «Открытая позиция» (гранты «Сороса» и «Фридом Хаус») и представлял «совет правозащитников» – лоббистскую структуру США в республике. Позже он уехал из Кыргызстана на Украину, якобы, в связи с обвинениями в гомосексуальности и страхом пострадать за них в Бишкеке. Впрочем, это обстоятельство не помешало ему сотрудничать с украинскими неофашистами.
Проверка по соцсетям позволила обнаружить, что Кабак действительно был знаком с Альжановым минимум с 2017-го года, еще в тот период, когда будущий лидер «Оян, Казахстан» не стал публичным лицом.
Нет — забвению
Более детальное изучение разведывательных связей руководства распавшейся «Оян, Казахстан» – вопрос следственных и судебных органов.
Нас же не может не беспокоить тот факт, что группа сотрудников американских организаций в Казахстане получала зарплата из средств США, обзаводилась иностранными паспортами, сотрудничала с ЦРУ, но при этом нагло и открыто вмешивалась в казахстанскую политику.
И эти люди – никуда не исчезли. Альжанов – бросил политическую карьеру и драки с милицией, но мелькает в СМИ, как политолог. Жапишева и Орынбетова – продолжают на американские деньги агитировать против развития ядерной энергетики в Казахстане. Каппаров – стал преподавателем в одном из частных вузов и нетрудно представить, что пытается вложить в головы молодежи. НПОшница Медникова – продолжает получать американские гранты, а «галерист» Нусимбеков представляется журналистом, активно ездит на Украину, выступает в СМИ в поддержку фашистов.
Ни эти люди, ни их западные кураторы не понесли никого наказания и даже не были с позором исторгнуты из общества. Наоборот, формируется впечатление, что в Казахстане – можно безнаказанно торговать родиной в развес, сотрудничать с ЦРУ, а потом без лишнего шума стать обычным членом общества и не бояться ответственности за содеянное.
Никита Мендкович