«Россия никогда не вмешивается во внутренние политические процессы независимых государств»
Вышло интервью главы ЕАК Никиты Мендковича о российской «мягкой силы» в Центральной Азии для издания Вести.кг (Кыргызстан).
С недавних пор в обществе обсуждаются различные события, происходящие со стороны или же с подачи посольств США и Украины. Складывается впечатление, что Россия приняла более нейтральную, даже можно сказать, пассивную позицию относительно процессов в Кыргызстане.
По словам главы Евразийского аналитического клуба (Москва) Никиты Мендкович, подобная «мягкая сила» РФ нисколько не уступает возможностям ряда западных стран, в особенности США.
— Ответить, насколько правильна или неправильна позиция России я затрудняюсь, потому что профильные структуры могут со своей стороны указать на объективные обстоятельства. Я считаю, что основные проблемы в этой сфере носят фундаментальный характер. После кризиса, пришедшего с развалом СССР, Россия надолго устранилась от подобной деятельности на внешнеполитической арене и сравнительно недавно вернулась к этому формату. Многие организации, реализующие российскую «мягкую силу» за рубежом, еще сравнительно молоды, в то время как аналогичные структуры США существуют либо со времен холодной войны, либо едва ли довоенных лет, — поделился с «Вести.kg» рассуждениями российский эксперт.
Мендкович также отметил, что РФ следует активней работать в сфере «мягкой силы», не только осуществляя практическую работу в сфере помощи дружественным странам, но и адекватно представляя свою работу, политику, СМИ и обществу.
Редакция, в свою очередь, поинтересовалась, почему Россия не может использовать те же инструменты по продвижению и освещению своей деятельности, как та же самая Украина, ведь сказать, что на это нет финансов — неверно, потому что помощь со стороны России Кыргызстану идет колоссальная.
— Сложно сказать причину, но с позиции своего личного опыта я знаю, что проблемы часто появляются именно из-за отсутствия навыков и опыта. Мне довелось участвовать в подготовке первых послекризисных проектов в сфере «мягкой силы» России. У нас, участников этих процессов, часто не хватало опыта и базовых знаний для оценки проектов, персоналий, их возможной отдачи. Нас никто этому не учил, и мы узнали эту сферу международной политики сами. Должен напомнить, что в МГИМО учебный курс, посвященный механизму «мягкой силы», появился сравнительно недавно. В этом году его прослушал первый поток студентов, — пояснил Мендкович.
Что касается стратегической политики России, собеседник отметил, что во внутриполитические процессы независимых стран РФ не вмешивается, а попытки проявления активности политики Украины в Кыргызстане понятны.
— Россия может и должна рассказывать о себе, но не вмешиваться в политическую жизнь иностранных государств, подменяя собой или даже изменяя, как некоторые страны, чужие правительства. Это путь, по которому Москва не намерена идти и никогда не пойдет. В случае Украины это естественно, так как действующий режим Украины пришел к власти именно после переворота, совершенного при финансовой поддержке иностранного государства. Вполне естественно, часть украинской элиты считает допустимым повторять подобные подходы относительно других государств. Невзирая на то, что прекрасно могут наблюдать сами, к каким катастрофическим последствиям привела цветная революция на Украине народ и страну. В подобных случаях речь идет не о «мягкой силе», а о политическом вторжении. Естественно Россия не рассматривает возможность применения таких методов где бы ни было, — добавил Мендкович.
На вопрос журналиста, не приведет ли подобная мягкая политика к охлаждению связей между братскими народами России и Кыргызстана, Мендкович выразил надежду на способность кыргызского народа разделять, кто враг, а кто друг.
— Я надеюсь, что этого не будет, так как народы РФ и КР объединяют давние тесные связи. Уверен, что даже при недостатках работы в публичном поле кыргызский народ сможет оценить сделанное и верно определить позиции. Без учета, кто и как формирует рекламную картинку. Россия объективно заинтересована в стабильном развитии КР, нормальной политической обстановке в стране и развитии двухсторонних отношений, — продолжил собеседник.
Что касается вмешательств во внутренние дела, эксперт отметил, что это аморально.
— Например, я, живу в России, а не Кыргызстане, поэтому с моей стороны было бы безответственно рекламировать или ругать перед кыргызской аудиторией тех или иных политиков, которые будут влиять на жизнь Кыргызстана или России. Политический выбор вашего народа определяет его дальнейшую судьбу в гораздо большей мере, чем процессы, происходящие в России. Я думаю, такой позиции должен придерживаться каждый дипломат или ученый. Я уже упоминал страшные примеры трагедии, к которым приводило бездумное вмешательство иностранного государства в политический процесс суверенной страны, — резюмировал глава ЕАЭК.