Расширение ЕАЭС: те же и Иран
Никита Мендкович прокомментировал «Деловой Евразии» желание Ирана присоединиться к ЕАЭС, поддерживаемое Казахстаном.
В ходе казахстанско-иранского Делового совета в Тегеране руководитель Организации содействия торговле Ирана Валиолла Афхами выразил надежду, что Астана поможет ИРИ в вопросе вступления в ЕАЭС.
— Наша организация сделала многое для развития отношений с ЕАЭС. Мы выступаем за снижение уровня таможенных тарифов между Ираном и Казахстаном и надеемся, что Казахстан как активный участник объединения, сможет содействовать присоединению Ирана к ЕАЭС, — сказал Афхами.
По итогам встречи бизнесмены двух стран подписали 50 соглашений о сотрудничестве на сумму порядка 1 млрд. долл. В России отмечают, что на данном этапе развития отношений ИРИ и ЕАЭС в первую очередь, возможно создание зоны свободной торговли. При этом, Иран от этого выиграет в значительной мере. Так, в интервью «Деловой Евразии» эксперт Российского Совета по международным делам Никита Мендкович отмечает, что ЗСТувеличит иранский импорт в странах ЕАЭС.
— Тегеран выразил готовность увеличить на 10 — 15% экспорт в Россию ряда товаров, включая продукцию сельского хозяйства и рыболовства, после введения льготных тарифов. Рост импорта из стран ЕАЭС, прежде всего России, будет во многом зависеть от выбора сторонами расчетных валют и платежеспособного спроса. В случае Казахстана и Кыргызстана речь может идти о создании новых промышленных мощностей под ключ для выведения иранской продукции на евразийский рынок. Кроме того, Иран заинтересован в поставках ряда видов машиностроительной продукции и может вложить средства для расширения указанных производств. Но это затронет в первую очередь Россию и Беларусь. Правда, неясно будет ли это в итоге полноценное вступление в ЕАЭС или речь будет идти о создании ЗСТ Иран-ЕАЭС, как планировалось изначально. Создание ЗСТ Ирана с ЕАЭС автоматически должно вести к росту капиталовложений из Ирана в общесоюзную экономику, — отметил собеседник.
Основной предмет экспорта Ирана – это минеральное сырье и его производные вроде битума, что в общей массе составляет 70% текущих поставок иностранным партнерам. К их числу относятся преимущественно региональные страны: Китай, ОАЭ, Афганистан, Ирак, Индия.
Между тем, структура импортной составляющей в иранской экономике более богата. Она включает продукты питания (пшеницу, рис, кормовые культуры), сталь, лекарства и продукцию машиностроения. Источниками импорта, кроме КНР и ОАЭ, являются также Южная Корея, ЕС и Турция.
— Торговый оборот ИРИ с ЕЭП составляет лишь 2,7 млрд. долл. По состоянию на 2014 год, из них с Россией — 1,6 млрд. Основным товаром импорта была российская сталь и сельхозтовары, поставки которых сокращались из-за дефицита западных валют у иранской стороны. Впрочем, ситуация сильно меняется уже с 2015 года. Это связано и со снятием санкций с ИРИ, а также, с отказом Тегерана от использования доллара США в торговле с партнерами из других стран. Вероятен рост поставок стали и продуктов питания из России. Есть надежда на расширение ввоза в Иран продукции российского и белорусского гражданского машиностроения, но после отмены санкций в этом вопросе ожидаемо усиление конкуренции с продукцией стран Запада. Скорее всего, на иранском рынке останутся стабильными позиции Военно-промышленного комплекса стран СНГ, что будет определяться, в том числе политической конъюнктурой. В частности, можно напомнить о возобновлении поставок в ИРИ российских комплексов ПВО С-300. Наконец, вероятно развитие связей в области энергетических проектов, в том числе поставок оборудования для нужд АЭС и ТЭС из России, — подчеркнул Никита Мендкович.