Ритм Евразии: Есть ли России смысл сейчас вести переговоры о стратегической безопасности?
Уже не один год основой военной стратегии США является концепция глобального молниеносного удара. Она предусматривает нанесение обезоруживающего удара по любой точке мира в течение всего одного часа. И если для неядерных стран речь идёт о применении обычных вооружений, то в отношении России предусматривается стратегия достижения такого положения, при котором мы не сможем нанести ответный удар. И достигается оно не только «обезоруживающими» бомбардировками позиционных районов базирования ракет, несущих ядерное оружие, но и системами противоракетной обороны, которые будут перехватывать запущенные уцелевшие ракеты. При этом ПРО является составной, хоть и вспомогательной частью американских ядерных сил.
Исторический контекст
Разработка систем противоракетной обороны началась геополитическими противниками в 1960-е годы, и появление первых работоспособных комплексов показало, что перехват ими ракет с ядерной начинкой не просто возможен, но и способен в значительной степени защитить каждую из сторон. Извечное «состязание снарядов и брони» было решено ограничить сокращением возможностей «брони»: в 1972 году США и СССР подписали Договор об ограничении систем противоракетной обороны, в окончательном варианте предусматривающий существование у каждой из сторон всего одного района, подлежащего защите ПРО. У СССР защите подлежала Москва и её окрестности, а у Америки – позиции базирования стратегических межконтинентальных ракет.
Развал Советского Союза и вызванное этим ослабление ВПК России США посчитали удобным случаем для одностороннего выхода из Договора о ПРО. Сам по себе документ не запрещал разработки новых образцов противоракетного оружия, ограничивая лишь места базирования систем и количество противоракет. А поскольку за годы развала экономики российские наработки в данном вопросе фактически не развивались, у Пентагона появилась уверенность в том, что Российская Федерация не сумеет должным образом ответить на стремительное количественное и качественное наращивание американских средств ПРО. В результате в 2001 г. Вашингтон объявил об одностороннем выходе США из договора, а в следующем году договор «умер».
Поводом к выходу Соединённых Штатов из Договора о ПРО стало расширение «ядерного клуба» и разработка такими странами, как Иран и Северная Корея ракетного оружия средней дальности. По заверениям американских политиков, развёртывание новых систем противоракетного оружия необходимо именно для защиты себя и своих союзников по НАТО и именно от этих угроз. Причём, как в 2020 г. заявил спецпредставитель президента США по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли, в ходе переговоров с Россией по контролю над вооружениями Соединённые Штаты «абсолютно точно» не собираются ограничивать собственные системы противоракетной обороны.
Против кого?
О том, против кого направлена новая «глобальная» система ПРО, говорит размещение её компонентов в Европе. То, что это не защита от иранских ракет, не способных достичь территории стран НАТО (за исключением Турции), очевидно. И уж на 100% не от ракет, созданных в КНДР. Во-первых, у Северной Кореи не существует носителей, способных достичь Западной Европы. Обусловлено это ещё и тем, что при запуске МБР и вообще при ракетных стартах западное направление является энергетически невыгодным, поскольку собственное вращение Земли не просто не помогает повысить дальность пуска, а, наоборот, сокращает её. И при одинаковых параметрах ракета, пущенная на запад, улетит намного ближе, чем её «близняшка», выпущенная на восток. Во-вторых, все разворачиваемые американцами в Европе системы не предназначены для борьбы с межконтинентальными ракетами, их «амплуа» – оперативно-тактические и дозвуковые крылатые ракеты. А в-третьих, запуск корейских ракет в западном направлении будет воспринят Россией как атака именно её территории или территории её союзников.
Ввод в эксплуатацию в 2016 г. баз противоракетной обороны в Польше и Румынии на самом деле призван защитить союзников США по НАТО от российского ответного ракетного удара. Румынская – от ракет, пущенных из южной части Российской Федерации, а польская – из центральной и северо-западной. Таким образом, в Пентагоне и Брюсселе попытались обезопасить себя на случай нанесения первого удара по Российской Федерации, а никак не от иранских ракет (где Иран, а где – Польша). Также в состав системы «глобальной ПРО» и «ЕвроПРО» включены корабельные системы противоракетной обороны «Иджис» (англ. – Aegis), носители которой патрулируют не только в Средиземном, но и в Балтийском море. Впрочем, сами по себе установки противоракет, размещённые в Польше и Румынии, и являются корабельными модулями «Иджис», установленными на суше.
Но и это ещё не всё. Установленные на обеих базах универсальные пусковые установки Mk41 системы «Иджис» предназначены для пусков не только противоракет SM-3, но и крылатых ракет «Томагавк» (англ. – Tomahawk). В том числе и с ядерной боевой частью. В августе 2019 года американцы провели успешные испытательные пуски ракет средней и малой дальности из данных пусковых установок. Таким образом, расположенные в Польше и Румынии «противоракетные» базы на самом деле могут быть использованы ещё и как оружие первого удара против российских военных объектов в Калининградской области и в Крыму соответственно.
Функции «системы конечной фазы ПРО» НАТО выполняют зенитно-ракетные комплексы «Пэтриот» (англ. – Patriot PAC-3). Данные комплексы не просто являются широко распространённым средством защиты сухопутных войск Североатлантического альянса, его активно поставляют в страны, непосредственно примыкающие к территории РФ. Вплоть до принятия решения о поставках «Пэтриотов» Украине. Германией уже переданы Украине и более совершенные системы IRIS-T SLM, которые западные специалисты позиционируют как замену ПРО «Пэтриот».
Американские стероиды для натовских военных мускулов
Однако ядерные силы и системы противоракетной обороны, являющиеся их вспомогательной составляющей, всего лишь часть общей картины наращивания напряжённости на границах с Россией, ведь ни одна война не выигрывалась лишь ракетными ударами. А вся история взаимоотношений РФ с США наглядно демонстрирует то, что последние – «джентльмен – хозяин своего слова»: захотел – дал его, захотел – забрал обратно. Любые же договорённости с «нашими заокеанскими партнёрами» действуют ровно до того момента, пока «джентльменам» выгодно их соблюдать, либо страшно нарушать. Так было с Договором о ракетах меньшей и средней дальности, подготовку к производству запрещённых им ракет США начали за два года до выхода из ДРСМД. Так было с уже упомянутым Договором о ПРО, так было с обещанием нерасширения НАТО на восток: последним по времени «нерасширением» стало принятие в альянс Швеции и Финляндии в 2022 г. (правда, пока не все члены НАТО ратифицировали акт об их принятии). Так было с Договором «об открытом небе». Так было с Договором об обычных вооружениях в Европе, изменения в котором страны НАТО отказались ратифицировать после распада Организации Варшавского договора и расширения альянса.
По данным заместителя секретаря Совета безопасности России Михаила Попова за январь 2022 г., группировка вооружённых сил США в Европе, насчитывающая более 60 тысяч военнослужащих, 200 танков, а также около 150 боевых самолётов, за последние семь лет по численности личного состава возросла на 30%, а по количеству бронетехники – в четыре раза. В том же месяце началась переброска американской авиации, кораблей и сухопутных подразделений в Болгарию, Литву и Румынию. В частности, в ноябре 2022 г. в рамках увеличения американского присутствия в Европе объявлено о переброске в Румынию усиленной 2-й пехотной бригады 101-й воздушно-десантной дивизии.
Происходит постоянное наращивание присутствия иностранных контингентов в республиках Прибалтики. Если раньше ввод американских и других натовских подразделений в эти страны трактовался как «временный» и оправдывался проведением учений, то со временем их присутствие стало называться «непрерывной ротацией», а теперь и вовсе ведутся разговоры о том, чтобы отказаться от всех этих «отмазок» и объявить данные войска постоянными контингентами в Восточной Европе. В августе появилось сообщение о перебазировании порядка 2400 американских десантников в Болгарию, Венгрию и Словакию «для защиты воздушного фланга НАТО».
Постоянно наращивается ударный потенциал альянса в Польше. В январе 2023 г. принято решение о переброске вертолётной бригады в польское Подвидзе в дополнение к 20 тысячам американских военных (танковая бригада и штаб 5-го армейского корпуса), находящихся в Польше. Всего же в настоящее время там ведётся строительство более 100 объектов для обеспечения военного присутствия США в стране. Американское командование отчиталось о прибытии 12 января этого года в голландский порт Флиссинген и скорой разгрузке в датском порту Орхус не менее 1250 единиц военной техники, в том числе танков M-1 Abrams и боевых машин Bradley, которые будут направлены в Польшу и Литву.
Не загоняйте нас в угол – пожалеете!
Истинную цель США продемонстрировал отказ «мирового гегемона» не только от предложенных Россией проектов соглашения о гарантиях безопасности с США и соглашения о мерах обеспечения безопасности России и стран НАТО, переданных Россией «заокеанским партнёрам» 15 декабря 2021 года, но и от их конструктивного обсуждения. Вместо этого, как мы видим, последовала дальнейшая эскалация военной угрозы самому существованию нашей страны. И это создало ситуацию, в корне меняющую стратегическую обстановку на континенте. По сути дела Россию пытаются загнать в угол угрозой применения против неё военной мощи, сосредоточенной и продолжающей сосредотачиваться у её границ.
В данных условиях вести переговоры о какой-либо стратегической безопасности с противоположной стороной, даже не скрывающей, что Россия является её экзистенциальной, то есть обусловленной самим своим существованием угрозой, значит, поставить себя в более слабую позицию. Единственно приемлемым для нас условием начала подобных переговоров является отвод сил и средств НАТО на прежние позиции, как это было указано в российских предложениях от 15 декабря 2021 года. Тем более возможности и средства для нанесения нашему противнику неприемлемого ущерба в случае развязывания агрессии против РФ, у нас имеются.