Станрадар: Антиколониальный Казахстан между Экибастузом и Украиной
Какая связь между коммунальной катастрофой в Северном Казахстане, историей с картой «Мир» и участием казахов в освобождении Украины? Готовя экспертный комментарий о катастрофе в Экибастузе, я понял, что между новостями последних недель есть четкие и хоть и неочевидные связи.
Все это – проявление накопившихся в казахстанском обществе противоречий, связанных с тем, что формально суверенное государство уверенно превращается в американскую колонию. А люди – не хотят терять свободу и уровень жизни, база для которых была создана еще в советские времена.
Почему Казахстан замерзает?
Казахстан столкнулся с масштабной коммунальной катастрофой, оставившей без тепла жителей многих городов. Без тепла в ноябре остался 150-тысячный Экибастуз, и с началом тридцатиградусных морозов жителей даже эвакуировали в областной центр. Аварию ликвидировали больше двух недель, но в декабре произошла новая, снова оставившая без тепла целый район.
Аналогичные аварии, от которых пострадали десятки тысяч семей, произошли в Усть-Каменогорске, Абае, Риддере, Рудном, Боровом. Меньшие по масштабу аварии зафиксированы в Семее и Костанае. В Актау с началом холодов отключили горячую воду, в Уральске, Усть-Каменогорске и еще ряде городов – свет. Везде с началом холодов коммунальная инфраструктура перестала справляться с нагрузками и отбросила жителей в «ностальгические» времена Золотой Орды.
Причины аварий большой тайны не составляют. ТЭЦ и трубопроводы в Казахстане изношены на 59%, система водоснабжения – на 50%. Проверка, проведенная летом в Экибастузе, показала износ основных фондов ТЭЦ на 95%, а трубопроводов на 70%. Но, несмотря на сверхвысокую плату за теплоснабжение, в регионе не хватает средств на ремонт мощностей и инфраструктуры.
Учитывая масштаб проблемы, речь не о провале отдельного бизнесмена или предприятия. Всему Казахстану не хватает средств, чтобы поддерживать работу созданных в эпоху СССР систем обеспечения водой, светом и теплом в условиях современной экономики.
Колониальная экономика
Еще в июне я опубликовал исследование, доказывающее, что Казахстан живет в условиях колониальной экономики, которая и лишает страну средств к модернизации активов, ненужных иностранцам.
Над основными экспортными отраслями, газом, нефтью и металлургией, полный контроль установили иностранцы, преимущественно США и Великобритания. Из страны ускоренно выводятся основные доходы от экспорта, из-за чего Казахстан теряется ежегодно миллиарды долларов и живет с дефицитным внешнеторговом балансом. Из-за этого парадоксальный для экспортера нефти дефицит валюты, «дорогие» кредиты в банках, ведущие к невозможности поддерживать собственную промышленность и ЖКХ.
Денег на модернизацию ТЭЦ в Экибастузе нет, потому что большую часть валюты страна получает от экспорта нефти и металлов, которые контролируют западные корпорации, выводящие все средства в Нью-Йорк и Лондон, а не на казахские счета.
Чтобы купить новые котлы или наладить их местное производство – нужен капитал, но в банке его невозможно получить из-за высокого процента. А иностранным инвесторам-колонизаторам – отопление в Экибастузе вообще неинтересно. Им нужен только узкий круг добывающих предприятий и пути вывоза сырья. Все, что вне – может голодать и мерзнуть, оставаясь безразличным «джентльменам».
Текущее положение Казахстана – классическая колониальная экономика по Клоду Аке. Здесь все основные признаки: опора на экспорт узкой группы сырьевых товаров, дефицит капитала, который выкачивается за рубеж, финансовая и технологическая зависимость от метрополии. Казахстан ежегодно теряет миллиарды на импорте консалтинговых и инженерных услуг с «мудрого» Запада, а по факту передает ключевые госактивы, как «Самрук-Кызын» и «Эйр Астана», в свободное управление британским гражданам.
Экономическая колонизация «суверенного» Казахстана переросла в политическую. Уже Минфин США, а не Нацбнак Казахстана открыто издает распоряжения об обслуживании карт «Мир» в казахских банках. А руководство АП Казахстана не возмущается иностранным вторжением, а публично клянется выполнять приказы США и ЕС, касающиеся антироссийских санкций.
И опыт Экибастуза показывает, что это не только национальное унижение, но путь к потере денег, комфорта и в перспективе собственного дома казахстанцами. Дома, который становится холодным и пустым.
Братья по несчастью
В прессе очень много сообщений об участии в освобождении Донбасса добровольцев из Казахстана, причем и русских, и казахов. По неофициальным данным, речь идет минимум о 500 казахстанский бойцах, поддерживавших ДНР и ЛНР в 2014-2022. В интервью они проводят явные параллели между событиями в своей стране и на Украине: «Казахстан – это Украина. Только еще не полыхнувшая».
Наравне с попытками разжигания в Казахстане русофобии украинского образца (миф о голодоморе, «языковые патрули», реабилитация гитлеровских пособников) с Украиной ассоциируется та же угроза неоколониализма, который и привел к войне. И ей в равной мере хотят сопротивляться казахстанские нефтяники и украинские шахтеры.
На Донбассе казахстанцы ведут войну против такого же «колониального государства», лишь с более жесткими методами контроля англосаксонской метрополии над местными активами. А борьба против марионеточного режима в Киеве – развитие национально-освободительной борьбы против западных корпораций и их намеников.
В экономической сфере Украина копирует многие проблемы Казахстана: хронический дефицит платежного баланса, связанный с выводом капитала, переход под иностранное управление номинально украинских предприятий, «дорогие» кредиты. С той лишь разницей, что объектом «колонизации» становятся не нефть, а пахотные земли. По данным западных источников, перед началом спецоперации иностранные корпорации контролировали до трети сельхозземль, а также зерновые терминалы и иную инфраструктуру.
Конфликт на Донбассе принял острую форму в 2014-м из-за желания нового режима превратить регион во «вторичную колонию», дискриминируя население по языковому признаку и используя этнокультурную рознь для «выпуска пара» населения страны. Но слишком быстрый переход к массовым расправам с нелояльным населением в Корсуни, Нижней Крынке и Одессе предопределил массовый ответ притесняемого населения, так как люди были вынуждены защищать уже не экономические активы, а собственные жизни.
«Сепаратизм» – оказался вынужденной формой сопротивления регионов, потому что по итогам «революции» под контролем колонизаторского режима оказалась столица. Лидерами сопротивления майдану и его режиму в 2014-м становились региональные парламенты, которые являлись даже более легитимными, чем режим, установленный после Януковича. Поэтому правильнее говорить не о «сепаратизме», а расколе страны после киевского путча 2014-го.
Освободительное движение Казахстана
Антиколониальное движение – не социальный протест, так как по большому счету от колониализма и ресурсного разграбления проигрывает все общество. Корпорации-колонизаторы используют национальный вопрос для раскола населения, как это было в Британской Индии, где Лондон стимулировал противоречия индуистов и мусульман, раскалывая сопротивление.
В украинских и казахских условиях к тактике колониализма добавляется демонизация общего прошлого. СССР и Российской Империи приписываются колониальные методы, хотя в реальности украинцы и казахи были в ней равноправными гражданами и участниками правящей элиты. Мифы о голодоморе в обоих государствах и иные приемы направлены на маскировку колониальной современности – разговорами об идеологической «деколонизации».
С этим же связано навешивание на освободительное движение ярлыка «русское», хотя в действительности казахи, освобождающие Донбасс, – идейные наследники Момышулы, Ауэзова или Валиханова, каждый из которых в современных условиях также освобождал бы Украину от НАТО вместе с Россией.
Ликвидация колониального режима в Киеве будет иметь не только идеологические последствия для Казахстана. Провал США и НАТО на Украине будет означать ослабление их военно-политического влияния во всем мире, включая Центральную Азию.
Соглашения о разделении продукции, с помощью которых Запад контролирует казахские нефтяные месторождения и не только, держатся на «дипломатии канонерок». И с падением мифа о военной непобедимости НАТО собственность и доходы начнет возвращать себе не только народ Украины, но и Казахстана. Эффект домино может охватить и другие страны и регионы.
Именно поэтому генсек НАТО Столтенберг заявлял: «Если Путин победит, то это станет не только большим поражением для Украины, но и поражением для всех нас». Потому что поражение Запада на Украине вслед за бегством 2021 года из Афганистана запустит распад неоколониальной системы западных корпораций, построенной в 21 веке.
А национальным правительствам предстоит научиться больше считаться с требованиями своего народа, а не иностранных олигархов. Вернуть себе реальный суверенитет, а не функции приказчиков при колонизаторах.
Никита Мендкович