Лайф: остановка российских фур вредит Казахстану
Власти Казахстана начали блокировать российские грузовики с товарами из Европы, ссылаясь на новые требования. От водителей требуют разрешительных документов на грузы, выданные перевозчикам из ЕС, которых у водителей из России нет. Новое правило противоречит документам о международном автомобильном сообщении, объясняют эксперты. В Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) рассказали, что на границе застряло не меньше восьми автопоездов. За странными нововведениями могут скрываться попытки Астаны продемонстрировать согласие с американскими требованиями, которые угрожают Казахстану вторичными санкциями, либо передел внутреннего рынка грузоперевозок, от которого теперь страдают российские компании.
Речь идёт о транзитной транспортировке товаров из Европы. Их из ЕС направляют на белорусскую границу, а затем на грузовиках компаний из России или Белоруссии — в Казахстан. Как считают в Минтрансе России, Астана ввела необоснованные требования. В АСМАП обратились к российским бизнесменам с призывом временно воздержаться от транзитной перевозки до разрешения ситуации.
— Казахи демонстрируют формальное соблюдение ультиматумов США в вопросе торговли с Россией, в то же время события связаны с казахскими локальными бизнес-интересами,— полагает глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович. — На текущий момент правила перевозок, применяемые Казахстаном, не влияют на параллельный импорт в России. От него страдают только те грузы, которые перевозятся через территорию России для самого Казахстана. Именно их перевозка сейчас останавливается по формальным признакам. Таким образом, речь может идти о попытках Казахстана провести борьбу за передел рынка перевозок, а также ограничить параллельный импорт в свою собственную страну в рамках какого-то внутреннего противостояния между бизнес-группами. Так или иначе, принимаемые меры достаточно странные, они создают неудобства российским автоперевозчикам, но основной ущерб наносят не России, а Казахстану.