Перспективы кыргызского экспорта в ЕАЭС (АиФ)

О возможностях расширения рынков сбыта для республики Кыргызстан «АиФ» (№8, 2016) рассказал Никита МЕНДКОВИЧ, экономист, председатель Евразийского Аналитического Клуба.

В БИТВЕ ЗА ЭКСПОРТ

— Сейчас Россия переориентируется на импортозамещение в сфере продовольствия, а те товары, которые не производит сама, предпочтёт закупать у союзников, а не у традиционных западных поставщиков. Кыргызстан может предложить на российском и союзном рынках ряд культур: рис, табак, хлопок овощи, фрукты и т.д.

Перспективен также рынок фасоли, на котором слишком широко присутствует Турция, что в новых политических условиях не отвечает интересам РФ. Наконец, лишним не будет молоко и мясо из КР. ЕАЭС, вне сомнения, заинтересован в поставках аграрной продукции.

Евразийский банк развития выделил 25 миллионов долларов на создание в Кыргызстане сети заготовительных центров, которые могли бы работать с фермерскими хозяйствами. Поэтому КР получает все шансы выйти на внешний рынок, и грех будет данными возможностями не воспользоваться.

В определённой степени помешать экспорту в РФ кыргызских товаров может большая девальвация рубля в сравнении с кыргызским сомом, из-за которой товары из КР на российском рынке становятся дороже в рублёвом выражении.

— Пойти на большую девальвацию Нацбанк КР не может, так как сталкивается с лимитами платёжеспособного спроса населения страны. Однако у товаров из КР остаётся определённый запас прочности в условиях колебания валют.

Во-первых, это эксклюзивность — тот же табак из Кыргызстана может конкурировать на российском рынке только с поставками из Армении и стран дальнего зарубежья.

Во-вторых, в КР несколько ниже себестоимость производства из-за меньшей налоговой нагрузки и стоимости труда. В комплексе это пока позволяет сохранять конкурентоспособные цены на группу экспортноориентированных товаров на российском рынке, — считает Никита Мендкович.

— Однако кыргызстанскому бизнесу при завоевании рынка России предстоит решить комплекс проблем с логистикой и связями с оптовиками. Если конкретно, во-первых, нужно создать крепкую цепочку контрактов между российскими торговыми сетями и непосредственно производителями в регионах Кыргызстана. Причём на этом этапе велика роль логистических центров, так как оптовикам зачастую слишком сложно связываться с множеством мелких сельских производителей.

Во-вторых, остро стоит проблема доставки грузов. Например, таласские производители фасоли долгое время были связаны с турецкими перевозчиками, которые часто поднимали цены или вовсе отказывались принимать часть груза, не желая отдавать российский рынок кыргызстанским коллегам.

В этих условиях необходима активизация прямого сотрудничества заинтересованных компаний двух стран в обход внешних игроков, чему должны оказать поддержку представители торгово-промышленных палат и правительств КР и РФ.