Ритм Евразии: Содружество Независимых Государств. 30 лет поисков консенсуса
Исполнилось 30 лет с момента создания Содружества Независимых Государств: 7−8 декабря 1991 года в белорусских Вискулях (Беловежская пуща) руководители РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР не только распустили Союз Советских Социалистических Республик, но и подписали «Соглашение о создании Союза Славянских Государств» (ССГ). Аббревиатура нового межгосударственного объединения впоследствии была изменена на СНГ, и под этим названием оно продолжает действовать по сей день.
Входят и выходят…
Не будем останавливаться ни на причинах, ни на личностях политических деятелей, своим решением уничтоживших Советский Союз. Об этом за три десятилетия написано немало. Напомним лишь об основных исторических вехах объединения, сменившего СССР.
Уже 10 декабря 1991 г. упомянутое соглашение было ратифицировано Верховным Советом Белоруссии и Верховной Радой Украины, а еще через два дня – Верховным Советом РСФСР. При этом российский Съезд народных депутатов, который по закону должен был принять окончательное решение, вплоть до своего разгона трижды отказывался его ратифицировать.
Изменение названия объединения произошло не спонтанно, так как 13 декабря руководители еще пяти союзных республик – Казахской, Киргизской, Таджикской, Туркменской и Узбекской – совместно заявили о желании присоединиться к новому союзу. А через восемь дней Алма-атинскую декларацию о целях и принципах СНГ подписали все бывшие союзные республики, кроме прибалтийских и Грузии. Но менее чем через два года к Содружеству присоединилась и последняя.
Примерно год ушел на подготовку Устава организации. При этом вплоть до апреля 1994 г. Молдавия была ассоциированным членом, а Туркменистан так и не ратифицировал Соглашение о создании СНГ, только в 2005 г. получив тот же статус. Украина, ратифицировав этот документ, так и не подписала Устав Содружества, оставшись при этом в статусе государства- основателя.
После удара грузинских войск по Южной Осетии, нападения на российских миротворцев в этой автономии, а также ввода на ее территорию войск РФ еще во время боевых действий грузинский президент Михаил Саакашвили заявил о выходе Грузии из организации. Официально же эта страна «простилась» с Содружеством только спустя год, в августе 2009-го.
Если британские джентльмены уходят, не попрощавшись, то украинские – много раз прощаются, но не уходят. Почти сразу после неонацистского государственного переворота в Киеве узурпировавший власть в стране Александр Турчинов объявил о начале процесса полного выхода Украины из СНГ. Впоследствии различные шаги в этом направлении предпринимали его преемники Петр Порошенко и Владимир Зеленский, но до сих пор исполнительные органы Содружества так и не получили от этой страны официального уведомления о ее выходе из организации.
Однако были не только желающие покинуть СНГ, но и вступить в него. Это – непризнанные Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия, Нагорный Карабах и… Сербская Краина.
Интеграционные процессы – хорошие и разные
Несмотря на то, что «наши западные партнеры» и внутренние недоброжелатели в пропагандистских целях зачастую пытаются выставить Содружество Независимых Государств в виде воссозданного заново СССР, это совершенно не соответствует действительности. В отличие от Советского Союза, Содружество является не государством, а объединением суверенных государств. Не обладает оно и наднациональными полномочиями, и никто не имеет права принудить входящие в организацию страны исполнять решения органов СНГ. Решения принимаются не большинством голосов и не «указанием сверху», а консенсусом. Нет у Содружества таких государственных атрибутов, как единая валюта, подчиняющаяся единому командованию общая армия, общая кредитно-денежная политика и т.п.
Тем не менее СНГ стало основой для интеграционных процессов в различных сферах деятельности. В экономке это Зона свободной торговли. Причем Узбекистан присоединился к ней в особом порядке, Азербайджан не присоединился вовсе, а «прощающаяся, но не уходящая» Украина вполне себе пользуется торговыми преференциями ЗСТ, со своей стороны, в 2016 г. отказав в них Российской Федерации. В ответ на это через два года то же самое в отношении Украины предприняла и РФ.
После самоустранения Украины из процесса создания единого экономического пространства (под давлением США в качестве альтернативы она создала организацию ГУАМ, куда, кроме нее, вошли Грузия, Азербайджан, Молдова, а некоторое время входил и Узбекистан) процессы объединения экономического пространства происходят в рамках Евразийского экономического союза. Сегодня в ЕАЭС входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения, наблюдателями являются Молдавия, Узбекистан и Куба, а подписали соглашение о вхождении в ЗСТ ЕАЭС Вьетнам, Сингапур и Сербия. Еще 17 стран либо ведут переговоры о вступлении в эту Зону свободной торговли, либо выразили заинтересованность в присоединении к ней. То есть в экономическом плане СНГ выступает в качестве «организационного ядра» не только для постсоветских государств.
В рамках военного сотрудничества странами-членами Содружества был заключен Договор о коллективной безопасности, объединяющий пять членов ЕАЭС и Таджикистан. Помимо ОДКБ действует Совет министров обороны стран СНГ.
Политическая интеграция стран Содружества Независимых Государств более всего продвинулась между Россией и Белоруссией, создающих Союзное государство. При этом регулярно происходят заседания Совета глав государств СНГ, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел, Советов глав других министерств, а также Межпарламентской ассамблеи.
Есть жизнь на Марсе
Слова российского президента о том, что распад Советского Союза был величайшей геополитической катастрофой ХХ века, любят повторять не только антисоветчики, но и люди, ностальгирующие по СССР. Первые – с осуждением, вторые – с благодарностью за косвенное признание того, что Союз не был, как это считают на Западе, «империей зла». Но, кажется, никто не отрицает, что последствия распада были катастрофическими для бывших союзных республик. В первую очередь – экономические. Единственное исключение – страны Прибалтики, которых немедленно принялась дотировать Европа. Но поскольку «девушку танцует тот, кто ее ужинает», для них это обернулось исполнением требований о ликвидации промышленности. И о том, что «европейская жизнь» не так уж сладка, как рекламируется, говорят не только руины построенных при СССР промышленных предприятий, но и массовое бегство из своих стран от безработицы и даже голода латышей, литовцев и эстонцев.
Собственно, создание Содружества Независимых Государств предотвратило скатывание постсоветских стран к уровню беднейших стран Африки. Ведь до 1991 г. они были частями единого хозяйственного пространства, элементами взаимозависимого экономического организма. И ради самосохранения получившие независимость новые государства не могли не сохранить хотя бы остатки кооперационных связей.
Да, отношения между входящими в это межгосударственное объединение странами складывались и складываются непросто. Но то, что СНГ существует уже 30 лет, говорит о востребованности этого интеграционного объединения. А совместные усилия по сохранению и даже укреплению былых связей приносят свои плоды: если не считать Украины, ставшей абсолютным мировым лидером антирейтинга падения экономики (на 2020 г. падение почти 47% к уровню 1990 г.), все страны-члены Содружества ушли далеко вперед по сравнению с последним годом существования СССР.
Интеграционные процессы между членами СНГ продолжают развиваться. Особенно это заметно в рамках «Содружества внутри Содружества» – Евразийского экономического союза. На последнем видео-саммите глав государств ЕАЭС, прошедшем 5 декабря, речь шла об усилении «внутренней самодостаточности» объединения постсоветских республик, восстановлении кооперационных связей, негативных последствиях использования в качестве расчетной валюты доллара и переходе к расчетам в национальных валютах. Развивая тезис о промышленной кооперации, лидеры задумались о возвращении к еще советскому тезису о специализации республик, внутреннем рынке без барьеров, единых правилах медицинского страхования, обслуживания и найма трудовых мигрантов. В общем, обо всем том, что уже решено в рамках другого интеграционного объединения – Европейского союза.
И не следует считать, что темпы интеграции стран СНГ катастрофически отстают от темпов интеграции ЕС. Ведь Европа шла к единству отнюдь не с 1992 г., когда был подписан Маастрихтский договор. Там эти процессы начались в 1951 г. с Европейского объединения угля и стали, а продолжились в 1957-м созданием Европейского экономического сообщества. А поскольку процессы приведения государственных интересов стран-членов подобных объединений «к общему знаменателю» – процесс длительный и небезболезненный, то кажущееся многим «недостаточная» степень интеграции на постсоветском пространстве вполне объяснима. Тем более страны СНГ, в отличие от объединенной Европы, избрали для себя путь не создания надгосударственных органов, решения которых, как некогда в СССР, обязательны для исполнения, а поиска устраивающего всех консенсуса.
Ольга Деркул (Ольга Сухаревская), специально для Ритм Евразии