ИА Альтернатива: Идея уничтожить Черноморский флот минами. По Хуану ли сомбреро?
Сколько было поломано копий накануне президентских выборов 2019 года о том, нужно ли пророссийски настроенным гражданам Украины голосовать за Владимира Зеленского! Помимо сакраментального «хоть за чёрта лысого, но лишь бы против Порошенко», звучали и такие аргументы: «он с Юго-Востока, имеет коммерческие интересы в России, значит, антироссийская истерия при Зеленском ослабнет». И как? Сильно ослабла, учитывая принятие «Стратегии военной безопасности Украины» и «Стратегии внешнеполитической деятельности Украины» и целой серии договоров со странами НАТО, направленных на подготовку к войне с Россией? Оба документа прямо указывают на главную цель нэньки ― подготовку к открытому вооружённому конфликту с РФ при поддержке сил НАТО. В обеих «Стратегиях» об этом говорится без обиняков. Но с вооружения не снят и другой принцип: на НАТО надейся, но и сам не плошай.
Ничто не ново под луной
«Влажные мечты» украинских диванных стратегов о том, чтобы уничтожить Черноморский флот России особо активизировались после госпереворота 2014 года. Правда, их итогом стало резкое сокращение численности «Фуфлота» (название получено по логотипу печатного органа ВМС Украины ещё в ющенковские времена): часть боевых кораблей была брошена при «исходе» из Крыма, а часть списана из-за полной непригодности. Но численность приверженцев этой идеи, как и желающих въехать в Москву на украинском танке и даже захватить российские территории, «вплоть до Урала», если и сокращается, то очень незначительно.
«Конгениальную» идею выдвинула в середине сентября директор НПК «Кливер» Оксана Врублевская: оказывается, потопить ЧФ можно… заминировав Чёрное море либо расстреляв корабли «страны-агрессора» у причальных стенок торпедами-катамаранами с дальностью хода 200 морских миль и скоростью 5 узлов (9 км/час). Апеллировала она экономическими выкладками: стоимость мины ― 30 тыс. долларов, а ремонт подорвавшегося корабля обойдётся в сумму 24 млн. долларов. И ни центом меньше или больше!
В общем-то, ничего нового сия панночка не выдумала: идею минировать Азовское море для защиты украинского побережья от российских военных кораблей высказывал ещё в июле 2018 года экс-командующий «Фуфлотом» Сергей Гайдук. До постановки плавающих мин тогда дело не дошло, но колючей проволокой, противотанковыми надолбами и минными полями азовские пляжи обезобразились. Ждём появления этих «украшений» на немногочисленных черноморских курортах Украины, ведь пани Врублевская анонсирует создание целых двух минных рубежей на «десантно-опасных участках» черноморских берегов Украины ― от мыса Тарханкут до Вилково.
Опасные прожекты. Для Украины опасные
Вице-адмирала, отправленного в отставку за, цитируем, «системные недостатки в выполнении служебных обязанностей и низкий авторитет среди служебного состава», понять можно: давая подобные генитальные советы, он пытался хоть как-то реабилитироваться после своего фиаско. Впрочем, и ход мыслей панночки, руководящей предприятием, ремонтирующим донные мины и торпеды, понятен. Под руководством сего «кадра Майдана» предприятие, созданное в 2019 году, себя так и не проявило: заказов нет, денег нет, рабочие, перетянутые из Луганской области, разбегаются, подводные роботы, разработанные на «Кливере» в инициативном порядке, мгновенно теряют связь с оператором. А тут такой шанс пропиарить свою продукцию на очередном «мозговом штурме» Центра исследований армии, конверсии и разоружения на тему «как нам победить Россию». Правда, пиарилась исключительно прожектами, на завершение разработки которых необходимы миллионы долларов и многие месяцы НИОКР.
Почему мы назвали планы Врублевской прожектами? Всё очень просто: по её расчётам, на создание противодесантных минных рубежей требуется установить 1 400 донных мин. Стоимостью, как она же сообщила, около 30 тысяч долларов. На общую сумму 42 млн долл. При годовом бюджете ВМСУ 100 млн долл. Плюс около 30 тысяч противодесантных мин на украинских пляжах.
Чем грозит судоходству установка минных полей общей протяжённостью 127 километров? «Рогатая смерть», как называли мины в годы Второй мировой войны, регулярно взимала дань человеческими жизнями на Балтике и в Чёрном море спустя десятилетия после окончания войны. А немецкую мину, сброшенную близ входа в Севастопольскую бухту, в последний раз взрывали всего несколько лет назад, уже после утраты Украиной Крыма. Так что идеи пани Врублевской тянут на полноценный «выстрел в ногу», поскольку минные заграждения ударят прежде всего по морским перевозкам украинских товаров.
Вызывает недоумение и «торпеда-катамаран», способная разгоняться аж до 9 километров в час. Даже в Первую мировую войну торпеды «бегали» быстрее самых быстроходных кораблей, чтобы, даже заметив её, корабль не мог избежать удара. Сегодня же любое морское судно снабжено комплектами аппаратуры, способными заметить торпеду на расстоянии сотен метров, а зачастую и расстрелять противоторпедным вооружением.
О том же, чем грозит Украине применение мин и торпед по кораблям Черноморского флота, очень ёмко сообщил китайский портал «Соху»: реализовать идею Врублевской будет сложно, поскольку за действиями Киева обязательно последует мощный ответ Москвы, который приведёт к уничтожению Украины как государства.
Без лоха жизнь плоха
Наибольшую гордость пани Врублевская продемонстрировала, рассказывая о научно-производственных связях своего предприятия с Британией. В том числе и в направлении разработки гидроакустического оборудования. И это не может не наводить аналогии на историю покупки Украиной гидроакустических станций «Цербер», рассказанной руководителем интернет-портала «Альтернатива» Андреем Ваджрой. Дело в том, что аналогичная по характеристикам аппаратура несколько лет назад была разработана в Киеве совместно с немцами, и тогда украинские специалисты гордо вещали о том, что теперь они «завалят мир» уникальным оборудованием. Но… не срослось: последовал окрик «белых господ в пробковых шлемах» и никаким производством уникальной современной гидроакустики заниматься Украине не позволили. А свои же собственные разработки Киев покупает у Великобритании, причём за британские кредиты.
Но и это не всё. Лондоном и Вашингтоном была разработана программа по обеспечению контроля Украиной 200-мильной ближней морской зоны, в пределы которой полностью попадают Крым и половина Черноморского побережья Кавказа. Не для этого ли существует проект чуда-юда подводного торпедо-катамарана с точно такой же дальностью, разрабатываемый предприятием киевской «минной» панночки?
Впрочем, это если запускать аппараты с прибрежных установок (ну, не придумали ещё в мире торпедных аппаратов, способных запускать катамаранческое чудо украинской инженерной мысли с кораблей, как обычные торпеды!). Хотя вполне возможно это делать, сгрузив торпедо-катамаран с борта боевого корабля или катера обычным краном. А уж этого добра украинским мореманам наобещали выше крыши. Ключевое слово ― «наобещали».
Во-первых, сорокалетние списанные катера типа «Айленд», «подаренные» за совершенно «символическую» сумму 10 миллионов долларов, которую Украине пришлось потратить на их транспортировку через океан, перевооружение и обучение персонала. Во-вторых, 20 катеров FPB-98, которые планируется построить во Франции и Николаеве по общей цене 136,5 млн долл. (взяты в долг у Парижа). Ими с 2008 года французы вооружают такие великие морские державы, как Алжир, Бенин, Нигерия и Суринам. В-третьих, обещанные 16 списанных патрульных катеров Mark-VI, от которых ВМС США благополучно отказались после всего лишь шести лет эксплуатации, на общую сумму 600 млн долларов. Как говорится, «возьми убоже, что нам не гоже». Втридорога. В-четвёртых, восемь ракетных катеров британской «новейшей» и «эксклюзивной» разработки (катера класса Barzan типа Vita 1996 «года рождения», поставлявшиеся в Катар, Оман, Египет и Кению и имеющие ухудшенные против оригинала характеристики), которые будут строить в Британии и Николаеве с 2022 по 2024 год. По цене «всего лишь» 60–80 млн долларов за штуку на взятый у Лондона кредит, но зато вооружённые двумя типами дозвуковых противокорабельных ракет 1960-х и 1970-х годов.
Хорошо. Допустим, что все сии программы, как кораблепокупательные, так и минностроительные, будут успешно реализованы. Ну, случится чудо, кредитные деньги не разворуют, и Украина вдруг обзаведётся кучей плавающего слабовооружённого (львиная доля перечисленных катеров несут пушки калибром от 25 до 30 мм, что соответствует или даже уступает вооружению БМП) антиквариата. Где взять для него экипажи, которые нужно обучить и сплотить? Где взять деньги на содержание флота? Не зря же пару столетий назад нынешние «лепшие кореша» украинских русофобов британцы говорили: хочешь разорить страну, подари ей крейсер. А уж если продать вооружение, разработанное покупателями, это просто высший пилотаж в разводке лохов. Как было со станциями «Цербер» и может, судя по восторгам пани Врублевской, получиться с «беспилотными торпедо-катамаранами» и «универсальными донными минами» разработки НПК «Кливер». Пусть украинские недоучившиеся военные и торговые морячки гробятся на выставленных ими же минных полях. Подданных Елизаветы II это не касается, лишь бы денежки исправно перечисляли за собственные же изобретения.
Александр Горохов