Изучение интеграционных процессов на евразийском пространстве и популяризация сведений о евразийском интеграционном проекте
Еженедельник Звезда: Что ещё должно произойти, чтобы излечить Бацьку от многовекторности?
RAND открыто продекларировала, что «конец политического режима» в Беларуси — давно установленная цель внешней политики США. Если блицкриг не удался, то война приобретает характер боевых действий на истощение. С кем Вы, президент Лукашенко?
С августа 2020 г., когда евроатлантическое сообщество не признало очередную победу Александра Лукашенко на президентских выборах, против Белоруссии введено уже четыре пакета санкций, и Евросоюз готовит пятый. С момента попытки осуществления государственного «цветного» переворота в Белоруссии прошло более года, но противостояние не утихает. Нет худа без добра, и беспрецедентное давление Запада на официальный Минск, наконец, снизило градус Бацькиной многовекторности, позволив подписать 28 интеграционных программ Союзного государства. А прошедшие учения «Запад-2021» сняли с повестки дня угрозу военного вторжения НАТО в Белоруссию. Но о стабилизации ситуации говорить явно преждевременно.
Удушающие петли анаконды
Жить под санкциями Белоруссии не привыкать. «Последняя диктатура Европы», как называют страну в ЕС и США, едва успев перевести дух, снова оказалась неугодной «цивилизованному» миру. На сей раз всё серьёзно.
Справка
США и ЕС ввели против белорусской экономики секторальные санкции. 9 августа 2021 г., в годовщину неудавшегося государственного переворота в Белоруссии, администрация США Джо Байдена внесла в санкционный список 21 юридическое лицо, среди которых оказались такие бюджетообразующие предприятия, как «Беларуськалий», «Белнефтегаз», «Белказтранс», «Белказатранс Украина», «Энерго-Ойл», «Интер Тобакко», Абсолютбанк и другие. Этим же решением вводятся и секторальные санкции, дающие право минфину США накладывать ограничения на любые белорусские структуры, которые работают в секторе госбезопасности, оборонном, энергетическом, калийном, табачном, строительном и транспортном секторах Белоруссии. В свою очередь, Брюссель запретил импорт в ЕС белорусского хлорида калия с определённым содержанием полезного вещества.
К вашингтонскому и брюссельскому давлению на Минск присоединились и другие представители «западного мира». Великобритания запретила импорт из Белоруссии калийных удобрений и нефтепродуктов, присоединилась к четвёртому пакету санкций ЕС без секторальной составляющей, а под расширенные канадские санкции попали финансовые и страховые инструменты финансирования долга, нефте- и калийные продукты.
По оценкам экспертов, суммарный эффект санкций в случае отсутствия реакции со стороны белорусских властей, может привести к падению ВВП страны на 10-13%. Как пояснил научный сотрудник проекта BEROC Дмитрий Крук, «каждый 1% снижения экспорта в течение 2-3 кварталов будет приводить к проседанию ВВП примерно на 0,6% с сопоставимым проседанием реальных доходов и зарплат. В более длительном промежутке — 7-10 кварталов — за счёт особой роли энергетического и калийного сектора эти потери могут достигать соотношения почти 1 к 1, то есть каждый процент снижения экспорта будет чреват сопоставимым проседанием выпуска и доходов».
Посмотрим в цифрах. По итогам 2020 года Белоруссия экспортировала нефтепродуктов на 3,68 млрд долл. (12,6% экспорта) и удобрений на 2,9 млрд долл. (9,97%). США и ЕС не являются основными покупателями белорусских удобрений, но секторальный характер санкций позволяет Вашингтону запустить механизм вторичных санкций в отношении партнёров белорусских предприятий. Большую угрозу несёт запрет Британии на импорт двух важнейших экспортных позиций Белоруссии. До британского эмбарго санкции ЕС затрагивали лишь 17% экспорта белорусских нефтепродуктов, но, поскольку через неё осуществлялось оформление почти всего импорта нефтепродуктов, теперь поставки могут быть заблокированы полностью. Нефтепродукты же, в отличие от удобрений, поставляются именно на западные рынки. Санкции же Канады и Швейцарии дополнительно ограничивают возможности обхода карательных мер.
Министерство финансов США дало поручение американским компаниям до 8 декабря завершить все сделки с «Беларуськалием». В это же время прекратится и транзит удобрений через Литву.
Кто им поможет: Россия или Запад?
Минск пытается делать хорошую мину при плохой игре. Как заявил премьер-министр Белоруссии Роман Головченко, «к декабрю Беларусь будет полностью готова к перевалке удобрений через альтернативные точки. Сейчас работаем в плотном контакте с российскими партнёрами. Среди рассматриваемых вариантов порты в Мурманске и Ленинградской области». К сожалению, немного поздновато спохватились. О переориентации транзитных потоков в российские порты в Минске задумались лишь после попытки государственного переворота в августе 2020 г. Портовая структура Ленинградской области готова переваливать около двух миллионов тонн белорусской продукции, что составляет лишь 1/6 объёма экспорта «Беларуськалия». Мурманские возможности предстоит ещё оценить, но возникает вопрос железнодорожных тарифов.
Представитель по экономическим реформам «президента» Белоруссии Светланы Тихановской, раскатывающей по странам Запада с требованиями вводить всё больше санкций против своей якобы родной страны, Алесь Алехнович уже потирает руки, констатируя, что суммарный эффект действующих санкций может составить 10 млрд долл. Их удар придётся на 2022 год.
Оппозиционные белорусские СМИ сообщают, что пятый пакет санкций ЕС затронет Беларусбанк, Дабрабыт, Белинвестбанк, Белагропромбанк и Банк развития, с которыми может быть полностью прекращено сотрудничество, а также сектор деревообработки. Этого, кстати, в США требовала «народный президент Света», для которой экономический крах родной страны и нищета соотечественников являются гораздо меньшей опасностью, чем «продовольственная безопасность» при Лукашенко.
Правительство страны ещё в июле объявило о разработке стратегии по минимизации эффекта от санкций для каждой отрасли. Рассчитывают в Минске и на эффект от подписания интеграционных союзных программ. Тем не менее, ситуация крайне сложная. И, похоже, в Минске, который расценил секторальные санкции как нечестную конкурентную борьбу Запада против белорусских предприятий, не совсем отчётливо это понимают.
Если проследить эволюцию американской «политической мысли» в отношении Белоруссии за последние годы, несложно увидеть, что евроатлантическое сообщество полностью отказалось от мысли «приручить» Александра Лукашенко. Следует отметить, что и сам белорусский президент, заигравшись в «снижение зависимости от России», приложил руку к попыткам своего свержения. После приезда в 2018 году в Минск огромного десанта американских НПО в стране пышным цветом расцвели структуры, ставшие основой «майдана»-2020 г. Как водится, играли вашингтонские шулеры с двух рук. Если СЕРА и The Jamestown Foundation работали на переориентацию властей Белоруссии в сторону «евроинтеграции» вплоть до выхода из ОДКБ, корпорация RAND открыто продекларировала, что «конец политического режима в Беларуси — давно установленная цель внешней политики США, эта цель сейчас особенно актуальна, так как впоследствии Беларусь может быть использована против развития Евразийского экономического союза».
Определённые круги в Минске это вполне устраивало. Как недавно заявил глава МИД РБ Владимир Макей, «сошлюсь только на одно заявление бывшего помощника президента США по национальной безопасности Джона Болтона, который сказал, что Украину и Беларусь необходимо однозначно сделать членами НАТО, чтобы избежать вот этой «серой зоны», которая возникла между Россией и Североатлантическим альянсом». То есть, как и Украину, Белоруссию поманили членством в НАТО. И всё бы хорошо, если бы в «вашингтонском обкоме» не возобладала точка зрения RAND, грозящая уже самому Бацьке. Сейчас же «программой партии» является доклад Атлантического совета «Новые возможности Джо Байдена в Белоруссии», в котором предлагаются, среди прочего, такие дипломатические «ноу хау» как вручение верительных грамот посла США Светлане Тихановской, которую в июле принял сам президент США.
Не «мягкой силой» единой
По сути, Западом запущен процесс создания «альтернативной Белоруссии». У неё есть «президент», получивший удостоверение в Литве, «президентская резиденция» в Варшаве, а также значительные финансовые и информационные ресурсы, предоставленные США и ЕС. Если, по данным главы Службы внешней разведки РФ Сергея Нарышкина, до попытки августовского переворота на «строительство демократии» в Белоруссии было выделено 20 млн долл., за последний год финансовый ливень полил как из ведра.
В середине августа 2020 г. Еврокомиссия выделила на «развитие гражданского общества» в Белоруссии 53 млн евро (первый транш в размере 24 млн евро уже выдан), Германия — 21 млн евро, Чехия — 550 тыс. долл., Польша — 13,4 млн долл., а Канада — 2,25 млн долларов. Литва одобрила план «поддержки белорусскому народу»: 100 стипендий для белорусских студентов, 100 тысяч евро на гуманитарную помощь и 200 тысяч евро Европейскому гуманитарному университету, работающему в Вильнюсе. Сама «президент Света» получает зарплату, а сбежавшие в Европу оппозиционеры — помощь в обустройстве, места в вузах и стипендии, гранты и биткоины.
Ранее Евросоюз принял решение переадресовать всю помощь, которую получало белорусское государство, на финансирование «гражданского общества». Выход Белоруссии из «Восточного партнёрства» позволит переориентировать на финансирование подрывных структур и фонды этого проекта ЕС. Чтобы оценить масштаб вложений, достаточно сказать, что на 2014-2020 гг. в программу «укрепление, развитие и консолидация демократии и верховенства закона, а также уважения прав человека» было вложено 1,33 млн евро. Европейский фонд за демократию получал 7 млн евро, из которых, в частности, финансировалось Европейское радио Беларуси, один из главных рупоров переворота.
Но не «мягкой силой» единой. Страны НАТО не пренебрегают открытым террором. В июле с. г. в Белоруссии вышел фильм «Террор 20/21», в котором показаны результаты спецопераций КГБ Белоруссии. Как удалось установить спецслужбам, работа радикально-террористических Telegram-каналов координировалась из Германии, Литвы и США. Примером может служить ОГСБ под началом гражданина Германии Дениса Хромова (Денис Хофман). Именно под его руководством организовывались попытки взрыва узла связи ВМФ России, поджога лесозаготовительной техники в Березинском районе, ряда покушений на журналистов Белоруссии.
Белорусские террористы и диверсанты проходили подготовку и получали оружие с Украины. Как показал недавно на суде в Киеве экс-командир украинского карательного батальона «Донбасс», прославившегося зверствами против мирного населения во время украинской гражданской войны, Семён Семенченко, «все белорусы, по которым меня допрашивают, сейчас проходят в Белоруссии по уголовным делам по терроризму. Они были в прошлом году в Украине и я, в том числе по поручению Главного управления разведки при Министерстве обороны, делился с ними опытом». От Семенченко получили на Украине оружие белорусские террористы Автухович и Олиневич. Это, впрочем, совершенно не удивляет, т. к. в недавно принятой на Украине стратегии внешнеполитической деятельности открытым текстом сказано, что Киев «будет последовательно демонстрировать солидарность с белорусским народом в стремлении развивать европейскую, демократическую и правовую державу, а также не допустить ограничения государственного суверенитета Республики Беларусь со стороны Российской Федерации».
Как сообщает глава Комитета госбезопасности Иван Тертель, в информационном пространстве против Беларуси работает от 50 000 до 70 000 человек. Впрочем, относительно информационном, т. к. в спецоперации задействованы не только журналисты, грантоеды и НПО, но и центры информационного противоборства Вооружённых сил США и других стран Запада, а также Украины, Литвы, Польши и т. д. На днях стало известно, что в посольстве США в Литве создаётся «Департамент по делам Беларуси».
Активность спецслужб и подразделений информационных войн поддерживает и военная составляющая. По сообщению министра обороны Белоруссии Виктора Хренина, «вблизи государственных границ Беларуси развёртываются дополнительные посты радиоэлектронной разведки, подразделения специального назначения Польши ведут разведку участков госграницы, проводятся учения, в ходе которых отрабатываются действия по поддержке деструктивных сил в Беларуси». Постоянными стали нарушения воздушных границ страны. Очевидно, что недавно завершившиеся российско-белорусские масштабные учения «Запад-2021», испугавшие НАТО, на какое-то время отбили у альянса охоту вторгнуться в Белоруссию, но атака Запада на страну всё равно является настоящей войной. Войной на уничтожение.
Белоруссию пишем — Россия в уме
При всей интенсивности агрессии НАТО против Белоруссии Минск является лишь частью общей войны Запада против России. Ещё в 2019 г. в докладе RAND «Растяжение сил России и вывод её из равновесного состояния» указывалось, что «лишение России её единственного настоящего союзника несомненно было бы очевидной геополитической и идеологической победой для Запада». По мнению президента Центра изучения боевых действий нового поколения Филипа Петерсена, «если дойдёт до прямого противостояния, мы должны взять Калининград и освободить Беларусь. Мы не должны защищаться. Единственная действенная защита — уничтожение путинской армии и смена режима в Москве — не нами, а жителями России. Только так можно остановить Путина».
О том, что объявленная Белоруссии война на самом деле направлена против РФ, свидетельствует и упомянутый доклад Атлантического совета. Авторы документа определяют задачу Дж. Байдена в Белоруссии следующим образом: как поддержать и укрепить оппозицию, не вызвав резкого обострения ситуации и избежав успешных действий Кремля по закручиванию гаек. Цель этой политики — сделать Белоруссию своей. А чтобы помешать России, предлагается комплекс иезуитских мер. Во-первых, «предупредить оппозиционеров и посоветовать им до поры до времени избегать любых сигналов, свидетельствующих о желании войти в состав Евросоюза или НАТО». Во-вторых, со стороны ЕС и НАТО «подчёркивать, что нынешнее протестное движение имеет отношение лишь ко внутренней белорусской политике, а не к геополитике». И, наконец, сообщить Москве, что она «столкнётся с дополнительными санкциями, если направит свои силы безопасности (открыто или скрыто, включая направление военных и военной техники) в Белоруссию для поддержки Лукашенко или для подавления протестов в Белоруссии».
Параллельно совершенно открыто объявлена война экономическим интересам РФ в Белоруссии. Предлагается сфокусировать санкции «на российских компаниях, которые используют трудности белорусской экономики для приобретения белорусских активов по дешёвой цене, и, кроме того, санкции должны быть введены против связанных с этими процессами бизнесменов». Заодно уж писатели из Атлантического совета решили «защитить» и свободу слова, объявив санкции против российских журналистов, выступающих против белорусской «революции».
Начав с борьбы «за демократию» в Белоруссии, в июне 2021 г. «показал личико» и Европарламент. К требованиям ввести против Минска санкции за задержание рейса Ryanair добавился пункт о необходимости проведения проверки причастности России к инциденту, и «если это будет подтверждено, любой гражданин России, прямо или косвенно участвующий в операции, должен быть внесён в санкционный список в соответствии с глобальным режимом санкций ЕС в области прав человека». Увязана с «белорусским вопросом» и недавняя резолюция ЕП по России. В ней в очередной раз предлагается ограничить импорт нефти и газа из РФ, если Москва «продолжит свои угрозы против государств ЕС и военную активность против стран-членов «Восточного партнёрства»: Украины, Грузии, Молдовы, Беларуси, Азербайджана и Армении». Из которого Белоруссия, напомним, вышла.
НАТО не даром злится, проходит его пора
Обращает на себя внимание и активная роль российских иноагентов в белорусских событиях. В информационную войну против Белоруссии вовлечены структуры Михаила Ходорковского, а российские, по меткому выражению Александра Лукашенко, «протестуны» очень полюбили появляться на несанкционированных митингах с бело-красно-белыми флагами белорусской оппозиции. Среди участников беспорядков были замечены также представители запрещённого ФБК Алексея Навального, а в поддержку «беломайдана» включилась вся российская грантоедская рать.
Совершенно очевидно, что все антибелорусские меры, предпринимаемые на Западе, являются своеобразной тренировкой для их использования в России. В этом контексте наиболее важно успешное взаимодействие российских и белорусских спецслужб.
Страны НАТО недаром нервничают. Благодаря предотвращению силового переворота в Белоруссии и более чем годичного противостояния в гибридной войне с Западом спецслужбам Союзного государства удалось получить важнейшую информацию о персональном составе «командования гибридной войны», механизмах организации и финансирования диверсионных и террористических структур, работе НПО и всей «инфраструктуре переворотов». И чем дольше идёт противостояние, тем больше информации появляется. А Союзное государство нарабатывает неоценимый опыт противостояния гибридным войнам. Тоже своеобразные учения. И далеко небезуспешные.
Произошло то, чего так боялись в Атлантическом совете: сближение России и Белоруссии. И если блицкриг не удался, то война приобретает характер боевых действий на истощение. В данном случае, как Белоруссии, так и самого Запада, бросающего в топку «битвы за Белоруссию» всё больше ресурсов. Но силы явно не равны, потому более всего удивляет позиция Александра Лукашенко по отказу от создания полноценного Союзного государства. Из 31 одной «карты интеграции» подписано лишь 28, экономических. Что ещё должно произойти, чтобы излечить Бацьку от многовекторности?