Еженедельник Звезда: От Малороссии до «Антироссии»

AFP PHOTO/ YURIY KIRNICHNY

Истинная цель испечённых стратегий администрации Зеленского — на законодательном уровне зафиксировать антироссийскую сущность украинского государства, его окончательное превращение в украинскую (пограничную) зону с Россией

Украинскую политическую мысль всегда отличала местечковая ограниченность: местная «элита» считала, что всё происходящее в стране носит важнейший характер, и только это определяет судьбы всего мира. После госпереворота 2014 года ситуация лишь усугубилась, родив тезисы о «защите всей Европы от российской агрессии», «исторической миссии Украины — остановить экспансию России» и том, что «Украина — главный партнёр США и НАТО». Всё бы ничего, если бы считающие себя «пупом мира» и создающие информационный шум, совершенно непропорциональный своей реальной значимости, украинские политики не превращали выдуманные ими же мифологемы в важнейшие установки политики собственного государства.

Стратегии — как горячие пирожки

После двух лет президентства Владимир Зеленский решил «оставить след» не только на украинской эстраде, но и в формировании политики страны на многие годы вперёд. Март 2021 года ознаменовался подписанием им «Стратегии военной безопасности Украины».

Особенностью данного документа является недвусмысленное заявление: Украина готовится к войне с Россией. Причём воевать с Россией она собирается при любом раскладе, будь то двусторонний вооружённый конфликт, широкомасштабное ядерное или ограниченное столкновение противоборствующих военно-политических блоков, приграничный конфликт РФ с её соседями, «попытки Российской Федерации удержать в сфере своего политического влияния Республику Беларусь», террористическая атака, и даже массовые беспорядки на социально-экономической, этнической или религиозной почве «в пределах территории Украины». Воевать, даже если Россия не явится на войну с ней, как было все годы конфликта в Донбассе, а всего лишь станет представлять неуточнённую документом «угрозу военной безопасности Украины».

Вот только без пресловутого «заграница нам поможет» в Киеве войну с РФ даже не представляют. Как и того, что «заграница» может и не помочь. Ну, не может она не помочь, не имеет права, поскольку сражаться с Россией за интересы той самой «заграницы» Зеленский собирается до последней… украинки: к «узлам территориальной обороны» приписываются и закрепляются за персональным окопом/дзотом/блиндажом не только военнообязанные-резервисты. В «Стратегии» особо указано, что при организации «всеобъемлющей обороны» не должно допускаться какого-либо «гендерного притеснения».

К «стратегическим» инициативам Зеленского украинские наблюдатели относят создание целых двух международных организаций. Первую — встречу лидеров Польши, Прибалтики и Украины 5 мая этого года — польские журналисты восторженно «окрестили» предтечей нового «Варшавского договора-2», но уже направленного против России. Второй, сколоченной в те же дни, стал скукожившийся до трёх букв «ГУМ» (некогда нашумевший ГУАМ), громко названный «Ассоциированное трио». Во главе таких «великих держав», как Грузия и Молдавия, Киев собирается, опять же противодействовать «российской агрессии» и совместно с ними давить на Евросоюз и НАТО с требованием оказать этим странам экономическую и военную помощь.

Ещё одна инициатива Киева такого же плана — создание «Крымской платформы», целями которой обозначены непризнание присоединения Крыма к России, расширение и усиление антироссийских санкций и другие вопросы, связанные с российской принадлежностью полуострова. Присоединившиеся к инициативе государства, как одно, являются военными союзниками и сателлитами США, что указывает на истинного «выгодоприобретателя» данной неофициальной структуры.

Кони, люди, российская агрессия и Голодомор

Апогеем стратегического творчества нынешней власти стала «Стратегия внешнеполитической деятельности Украины», утверждённая в конце августа 2021 г. Именно она «подводит теоретический базис» и под «Стратегию военной безопасности», и под «стратегические» объединения, выпекаемые украинским руководством.

При прочтении документа, содержащего 254 пункта, складывается впечатление, что его создатели действовали по принципу, описанному Лермонтовым в стихотворенье «Бородино»: смешались в кучу кони, люди… Впрочем, зная, как создаются подобные документы, это ожидаемо: никогда не блиставший профессионализмом Офис президента Украины попросту некритично скомпоновал воедино мотлох (Мотлох — слово украинское. Это очень простое существительное, обозначает хлам, рухлядь, барахло во всех возможных контекстах, в прямом и переносном смысле. — Ред.) предложений, поступивших от всевозможных министерств и ведомств, имеющих хоть какое-нибудь отношение к внешнеполитической деятельности.

Тем не менее, в нём прослеживается несколько ключевых «сюжетных линий». Главная из которых, конечно же, «противодействие агрессии России», которая, как назло, всё никак не хочет нападать на Украину, а наоборот, всеми силами пытается развивать с ней экономические связи. Следующие по значимости ключевые направления — обеспечение независимости и суверенитета Украины, а также восстановление территориальной целостности. Третьей по значимости целью обозначен бесконечный бег в сторону горизонта — вступление в ЕС и НАТО. И лишь по остаточному принципу — продвижение экспорта (в первую очередь — в страны третьего мира), привлечение инвестиций (в страну с крайне неустойчивой политической и плачевной экономической ситуацией), защита прав граждан за границей и формирование положительного имиджа государства.

Открыто указано в «Стратегии», кто стоит за антироссийской риторикой Киева: «Соединённые Штаты Америки являются лидером в консолидации усилий международного сообщества в поддержке государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, противодействия агрессии Российской Федерации, оказания помощи Украине в сфере безопасности и обороны и проведении реформ».

Возвращаясь к упомянутым выше коням и людям, обращает на себя внимание провозглашаемое в документе партнёрство с КНР, которое полностью противоречит внешнеполитическому курсу, определённому в Стратегии. Ведь те же самые США, диктующие Украине её внешнеполитические ориентиры, за пару месяцев до принятия Стратегии объявили Китай своим главным противником, и Киеву придётся выбирать: руководствоваться собственными интересами или исполнять указания «Вашингтонского обкома». Нужно ли рассказывать, каким будет этот выбор? Помимо того, Стратегия Стратегией, а в силу положений Соглашения об ассоциации с ЕС, Украина обязана выполнять любые внешнеполитические решения, принятые Евросоюзом. Даже если они противоречат её интересам. Обязана!

Любопытны и механизмы продвижения украинских товаров на рынки Азии, Африки и Латинской Америки. Этого Киев будет добиваться, требуя от партнёров «большей поддержки в вопросах противодействия агрессии Российской Федерации и восстановления территориальной целостности Украины». А ещё — «решительным противодействием на международной арене попыткам отрицания Голодомора 1932-1933 годов в Украине как геноцида Украинского народа» и установкой новых памятников Голодомору. Просто конгениальный внешнеэкономический ход!

Не менее альтернативно гениален и метод налаживания отношений с соседней Белоруссией, взявшей курс на Союзное государство с Россией: Украина «будет последовательно демонстрировать солидарность с белорусским народом… не допустить ограничения государственного суверенитета Республики Беларусь со стороны Российской Федерации». Вмешательство во внутренние дела? Нет, в Киеве о таком термине даже не слышали.

Не ужинает, но танцует

Честно говоря, первая в истории Украины Стратегия внешнеполитической деятельности на стратегию явно не тянет. Хотя бы потому что подобные документы рассчитаны на многие годы вперёд и содержат основные принципы формирования внешней политики, а не сиюминутные «озарения», как нагадить России по тому или иному конкретному вопросу. Все эти «Ассоциированные трио», «Крымские платформы», полуживые ГУАМы, польско-литовско-украинские бригады, упомянутые в Стратегии, — инструменты, позволяющие решать текущие задачи. Изменится политическая ситуация в самой Украине, в США, Евросоюзе или отдельных его странах, и инструменты либо исчезнут, либо их использование станет неактуальным. Что после этого делать? Менять Стратегию или вносить в неё изменения? Истинная цель «стратегиетворчества» администрации Зеленского — на законодательном уровне зафиксировать антироссийскую сущность украинского государства, его подчинённость стремлению определённых кругов США воспрепятствовать возрождению военной и экономической мощи Российской Федерации, его окончательное превращение в «Антироссию».

Увы, но приходится констатировать, что в некоторых своих инициативах украинские политики уже существенно переплёвывают даже записных вашингтонских «ястребов». Так, что из-за океана их даже приходится одёргивать, о чём говорит визит Зеленского в Белый Дом, который украинская оппозиция характеризует одним словом: позорище.

Разумеется, пропаганда подаёт эту поездку как величайшее достижение, предоставление нынешнему хозяину здания на Банковой всемерной поддержки и даже карт-бланша в разрыве Минских соглашений. Но реальность далека от этих мечтаний. В тысячный раз Киеву заявили, что вопрос о скором вступлении Украины в НАТО не стоит. «Огромная» военная помощь в размере 60 миллионов долларов, заключающаяся в поставках просроченных «Джавелинов» не идёт ни в какое сравнение с количеством оружия, оставленного американцами в Афганистане (предыдущая поставка на Украину составила 35 ПТРК, а «забыли» Штаты в Афганистане более 100 комплексов). Ни о каком новом формате взамен «Нормандского» в Вашингтоне говорить не желают. Да и время для визита в Вашингтон Владимир Зеленский выбрал не самое удачное, поскольку у Джо Байдена в те дни голова болела о том же Афганистане, а отнюдь не об Украине. Настолько болела, что он даже не пожелал выходить к прессе совместно с визитёром.

Полный провал со «стратегическим» курсом на вступление в Евросоюз. Такой, что министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба бросился жаловаться, насколько Украина устала от затягивания этого процесса. «Хочу, чтобы меня поняли правильно: мы являемся сторонниками реформ и внедряем реформы. Однако я откровенно устал от того, когда нас держат на крючке реформ, чтобы не признавать правду — не Украина не готова к пути в Европейский союз, а ЕС не готов принимать Украину», — «прозрел» он. Вполне возможно, что наконец-то услышал «отлуп» даже из уст президента Эстонии, являющейся одним из главных «лоббистов» украинских «европейских» потуг. Ведь Керсти Кальюлайд считает, что Украина находится «на расстоянии нескольких световых лет» от выполнения критериев, необходимых для вступления в Евросоюз.

Пожалуй, единственное, что сдерживает «цивилизованный мир» от того, чтобы указать украинской политической «элите» на заслуженное ею место, это необходимость иметь под рукой инструмент, готовый в любой момент выполнить наиболее грязную работу. Что-то вроде совка, без которого во многих европейских странах законопослушный бюргер не имеет права выгулять любимую собачку. Но совка, претендующего на разумность и даже охотно обосновывающего свою нужность законодательными инициативами, содержащими в названии умное слово «Стратегия». Остальное — запах, внешний вид, претензии на исключительность — можно некоторое время потерпеть. До той поры, пока нужен подобный «девайс». Куда он отправится вместе со своими «Стратегиями», когда нужда в нём пропадёт, вопрос риторический.

Александр Горохов