Денонсация соглашения по ГЭС в Кыргызстане (интервью)
«В условиях кризиса естественна ориентация капиталов на собственное развитие. Вложение средств в новые проекты «со стороны» временно приостановят. А значит, быстро реализовываться дорогостоящие задумки не будут», — заявил глава Евразийского Аналитического Клуба Никита Мендкович в интервью корреспонденту ИА REGNUM.
ИА REGNUM: Парламент Киргизии одобрил денонсацию соглашения с Россией по строительству в республике гидроэлектростанций. Откажутся ли стороны от реализации проекта?
Речь не идет о полном отказе от проектов. Россия из-за кризиса предложила новые условия кредитования, которые не устроили Бишкек.
Как минимум, до сегодняшнего дня шел торг, где угроза денонсации была одним из аргументов. Но такие посылы — не очень дальновидный шаг. В России они не встретили понимания.
С учетом риска затяжной рецессии в течение года попытки получить деньги путем фактического давления могут быть восприняты как недружественный шаг. Следует ли Киргизии действительно покинуть стол переговоров, реально расторгнув договор, теперь решает президент.
Нужно помнить, что исполнение угрозы денонсации будет означать необходимость возмещения российской стороне средств, вложенных в проект ранее. А в условиях отсутствия нового инвестора — это тяжелая нагрузка на бюджет республики. Если в течение следующего полугода поиски инвестора не увенчаются успехом, то придется вернуться к старому формату, но едва ли на лучших условиях.
ИА REGNUM: Может ли Киргизия пережить кризис за счет собственных ресурсов без поддержки партнеров по ЕАЭС?
Собственных ресурсов у республики не так уж и много. Есть несколько работающих проектов в горнодобывающем секторе, но их слишком мало. Кроме того, спор вокруг золоторудного месторождения «Кумтор» до сих пор не решен.
Сейчас правительство Киргизии в обход парламента реализовывает один из сценариев, разрешающих работу стратегического предприятия. Это означает ослабление положения «Кумтора», потому что подзаконные акты имеют более простую процедуру выпуска и отзыва. Поэтому работа «Кумтора» сейчас фактически привязана к деятельности нынешнего Кабинета министров.
В условиях парламентской республики Кабмин может меняться довольно часто, а вместе с ним и подзаконные акты. Поэтому такой вариант означает еще меньшую гарантию стабильности и, соответственно, еще больше напрягает инвесторов. Последнее выходит за рамки обсуждаемого вопроса и влияет на инвестиционную привлекательность республики в целом.
ИА REGNUM: Захочет ли Россия реализовывать в Киргизии другие проекты вместо постройки ГЭС?
В условиях кризиса естественна ориентация капиталов на собственное развитие. Вложение средств в новые проекты «со стороны» временно приостановят. А значит, быстро реализовываться дорогостоящие задумки не будут. Однако кризис не мешает развивать меньшие по объему бюджетные проекты.
ИА REGNUM: Какие именно?
Логичны вложения в инфраструктуру скупки и первичной переработки. Эти возможности вполне реально реализовать в аграрном секторе. Основной чертой таких проектов станет выход на самоокупаемость и получение прибыли в короткие сроки.
ИА REGNUM: О каких цифрах идет речь?
В пределах одного миллиона долларов за проект. Подобные инвестиции вполне реально получить. Это значит создание рабочих мест. Еще одно достоинство таких проектов в том, что они труднее поддаются коррупционным манипуляциям. В крупных проектах, для реализации которых привлекается большое число субподрядчиков, легко заложить коррупционную составляющую. Переход к более простым и прозрачным проектам, конечно, не устроит тех, кто мог рассчитываться на собственный «неофициальный» доход от них. Но реализовать их в условиях кризиса будет проще и эффективней.