Еженедельник «Звезда»: Устоит ли Белоруссия?
Как и следовало ожидать, внешние силы и подконтрольная им пятая колонна отказались от признания участников этого вече белорусским народом. Избрание новой администрации США лишь усиливает внешнюю агрессию, с которой Минск столкнулся после президентских выборов. Удастся ли Белоруссии устоять?
Белорусы vs оккупанты
Судьба Белоруссии, которая после распада СССР избрала путь союзнических отношений с Россией, активного участия в процессах евразийской интеграции и сохранения промышленного потенциала, никогда не была лёгкой. Объявив президента страны Александра Лукашенко «последним диктатором Европы», США и ЕС долгие годы пытались затравить белорусский народ санкциями и репрессиями, разорвать союз с Россией и национальное единство формированием пятой колонны и финансированием сети НПО, обмануть миражами Восточного партнёрства и национализма. А когда применение «мягкой силы» не смогло сломить волю белорусов, западные «партнёры» перешли к прямой агрессии.
Как верно заметил А. Лукашенко, выступая на Собрании, «мы переживаем очень серьёзный и переломный период в жизни не только нашего государства, но и всего белорусского народа». Обсуждая будущее страны, глава государства говорил более четырёх часов, невольно заставив вспомнить о Фиделе Кастро, который, также находясь под санкциями и давлением США, мог говорить со своими согражданами едва ли не сутками без перерыва.
Сограждане же были представлены более чем 2.000 делегатов от политических партий, общественных организаций, церквей, трудовых коллективов и профсоюзов. Брюссель и Вашингтон, правда, этих людей народом не считают. Их народ — это окопавшаяся в Литве, Польше и других странах так называемая оппозиция.
Очень показательно, что накануне народного собрания, куда отказались явиться змагары («Змагары» на белорусском — «борец», вид украинских свидомых. Обычно под змагарами белорусы понимают молодых людей прозападных или националистических взглядов, резко настроенных против власти президента Лукашенко («Луки»), а также против соседней России. — Ред.), так называемый президент в экзиле Светлана Тихановская презентовала свою «Стратегию победы белорусов», где совершенно открыто говорится о том, что необходимо помогать «странам-партнёрам запустить расследования преступлений режима», добиваться «международной изоляции режима, новых санкций, заморозки контрактов и кредитов, остановки размещения гособлигаций и инвестиций в старую систему». Даже прибыть в Минск для переговоров «президент» с литовским удостоверением намерена «в сопровождении международных партнёров и наблюдательных миссий». Если говорить прямо, то на штыках.
Для захвата власти оккупанты не гнушаются ничем. Как во время мероприятия заявил глава КГБ Иван Тертель, «мы видим попытку мятежа. Наиболее значимые подрывные центры действуют в Вильнюсе и Варшаве, в них вложены значительные средства». Также КГБ располагает информацией о намерениях совершить теракты в Беларуси. В свою очередь, замначальника Генштаба Павел Муравейко отметил «нарастание военной активности у наших границ, двойные стандарты, беспрецедентное давление и санкции». Угроза военных действий против Белоруссии далеко не шутка. По словам Лукашенко, несколько недель назад в Польше проводили зимние штабные учения, во время которых моделировали на компьютерах будущую войну НАТО с региональной группировкой войск России и Беларуси.
Подготовка к захвату Белоруссии
Как верно заметил белорусский лидер, ситуация в Белоруссии не является классическим цветным переворотом. На фоне консолидированной и сильной власти в республике «наши партнёры» пошли по пути беспрецедентно наглого формирования параллельных государственных структур за пределами Белоруссии, признав президентом С. Тихановскую, выделив ей в Варшаве офис и вручив в Литве президентское удостоверение. Где-то в недрах спецслужб стран НАТО пишется и белорусская «конституция». Естественно, что решения белорусов, оставшихся в стране, ни ЕС, ни США не признаются.
Официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано заявил, что «мы не считаем так называемое «народное собрание» путём, ведущим к легитимному урегулированию ситуации в Беларуси, и призываем власти страны немедленно начать настоящий и инклюзивный национальный диалог, за которым последуют прозрачные и достойные доверия выборы». Ему вторит внешнеполитический эксперт фракции Европейской народной партии в Европарламенте Михаэль Галер, по мнению которого «это собрание не имеет никакого значения, равно как и для народа Беларуси. Белорусы свой выбор уже сделали и показали, в каком политическом направлении они хотят идти».
Если считать белорусами экспертов Атлантического совета Андерса Ослунда, Мелинду Хэринг, Джона Хербста и Александра Вершбоу, то они действительно решили. Напомним, что в январе эти известные деятели в издании The National Interest опубликовали рекомендации для Джо Байдена «в поддержку демократии в Белоруссии». Как сказано в их «решении», «Запад должен сделать ставку — сделать Белоруссию в будущем своей». По сути, это готовый план захвата независимого государства и насильственного изменения модели его развития, достойный подробного рассмотрения.
Во-первых, Дж. Байдену предлагается встретиться с Тихановской в первые 100 дней пребывания в должности, назначить высокопоставленного чиновника для координации санкций с Евросоюзом, Соединённым Королевством и Канадой, ввести санкции против сотен белорусских чиновников и тех компаний, который занимаются обслуживанием личных финансов Лукашенко.
Во-вторых, пригрозить введением санкций российским компаниям и бизнесменам в том случае, если они будут захватывать белорусские компании, а также поддерживать финансово или политически режим Лукашенко. Кроме того, Атлантический совет требует ввести санкции против путинских помощников Лукашенко, то есть российских средств массовой информации и журналистов, участвующих в пропагандистских кампаниях, направленных против белорусского протестного движения. Собственно, ничего удивительного. Если «свобода слова» позволяет заблокировать в интернете действующего президента США, то о «каких-то там» российских журналистах даже говорить нечего.
В-третьих, что уж совсем прелестно, Дж. Байдену предлагается «в частном порядке предупредить оппозиционеров и посоветовать им до поры до времени избегать любых сигналов, свидетельствующих о желании войти в состав Евросоюза или НАТО», а для обмана России вести дипломатический диалог и «подчёркивать, что нынешнее протестное движение имеет отношение лишь ко внутренней белорусской политике, а не к геополитике». Сложно даже сказать, это детская наивность или незамутнённая хуцпа (Ху́цпа — от идиш חוצפּה хуцпэ, «дерзость», восходит к ивр. חֻצְפָּה, — присущее евреям свойство характера, приблизительно описываемое как дерзость или наглость, выходящая за пределы того, что другие считают возможным и в состоянии вообразить. У самих евреев хуцпа означает особую смелость и рассматривается как положительное качество. Понятие «хуцпа» отсутствует у других народов и его аналогия не встречается в других языках. — Ред.)?
После этого уж совершенно не удивляет «дипломатический шедевр» об отношении посла США к А. Лукашенко как к бывшему президенту и отказе от вручения ему верительных грамот.
Да будет известно моим высокопоставленным дипломатическим коллегам, не вручивший верительных грамот главе государства посол не является послом, в связи с чем на него распространяются «общегражданские» правила пребывания в стране. Потому госпожа «посол» США Джули Фишер, которая уже провела встречу с «президентом» Светланой Тихановской в Литве, может быть выслана из Белоруссии по истечении въездной визы как обычная туристка.
Смех смехом, но ресурсы для уничтожения белорусской государственности концентрируются крайне серьёзные. В дополнение к уже развёрнутым в Польше, Литве и других странах Восточной Европы подрывным структурам на данном этапе происходит консолидация финансовых средств. В указанном плане Атлантического совета предложено вдвое увеличить финансирование белорусской службы Радио Свободная Европа/Радио Свобода, а также выделять не менее 200 млн долл. в год «на поддержку гражданского общества и средств массовой информации в Белоруссии». Это далеко не всё, если учесть денежные возможности USAID, глава которого повышена в статусе до члена Совета национальной безопасности при президенте США, а также NED, NDI, структур Дж. Сороса и множества других фондов.
Подключилась и Европа. 6 февраля стало известно о том, что Германия планирует выделить 21 млн евро на поддержку белорусского гражданского общества, которая предусматривает выделение стипендий исключённым из вузов студентам, предоставление оппозиции убежища в Германии, а также «поддержку независимых СМИ». Ранее, в декабре 2020 г., Европейская комиссия приняла решение о выделении 24 млн евро «на поддержку гражданского общества и пострадавших от репрессий в Белоруссии» в рамках программы EU4Belarus, общий бюджет которой составляет 53 миллиона. Чехия выделяет 550 тыс. долл., Литва — 100 стипендий для белорусских студентов, 100 тыс. евро на гуманитарную помощь и 200 тыс. евро Европейскому гуманитарному университету, Польша — 13,4 млн долл., Канада дарит на «продвижение демократии» 2,25 млн долларов.
Конец многовекторности?
Далеко не секрет, что в последние годы официальный Минск несколько заигрался в «многовекторность». Не последнюю роль в этом процессе сыграли американские «мозговые центры», успешно создавшие у Александра Лукашенко иллюзию, что он может наладить отношения с Западом в случае ослабления связей с РФ, выхода из ОДКБ и провозглашения «нейтралитета», саботажа евразийской интеграции и углубления сотрудничества с ЕС и НАТО. Само собой, это двурушничество оказалось такой же «обманкой», как и нынешний план Атлантического совета по «убеждению» Москвы во внутреннем характере белорусских противоречий. Но печальные примеры лидеров ряда стран бывшего СССР, например, Виктора Януковича, ничему не учат коллег, что и спровоцировало нынешний белорусский кризис.
Выводы, похоже, сделаны, поскольку даже Владимир Макей, всегда являвшийся «мотором евроинтеграции», на всебелорусском собрании призвал белорусов отказаться от «ущербного взгляда» на свою страну — «мы маленькие, хотим в Европу». Он заявил, что норма Конституции о стремлении к нейтралитету не соответствует реальности, а «Россия всегда была, есть и будет стратегическим партнёром Беларуси». Павел Муравейко, в свою очередь, предложил пересмотреть доктрину национальной безопасности, сделав ставку на коллективную оборону в рамках ОДКБ, что должно быть закреплено в конституции.
Он также подчеркнул, что Белоруссия выступает за поиск новых региональных форматов, в том числе за продвижение идей «интеграции интеграций и большого евразийского партнёрства». А говоря об ОДКБ, лидер страны подтвердил готовность и далее развивать военное и военно-техническое сотрудничество, поскольку «укреплять обороноспособность страны нас вынуждает накал военно-политической обстановки в Восточно-Европейском регионе».
Конечно, не обошлось без традиционных для Лукашенко заявлений о необходимости сохранения независимости, равноправных отношений союзников и неготовности создания наднациональных органов Союзного государства. Похоже, что эти утверждения, как и снова прозвучавшее в речи слово «многовекторность», являются некой фрондой, призванной продемонстрировать независимость и «сохранить лицо».
Гораздо интереснее видение Александром Лукашенко будущего сценария конституционной реформы и передачи власти. Белоруссия должна остаться президентской республикой, а смена президента может произойти после принятия новой конституции в результате проведения президентских и парламентских выборов. Завуалированно прозвучало, что оккупантам в лице «оппозиции» и стоящим за ней Западу власть отдана не будет: «В стране мир, порядок, никаких протестных действий, не переворачивать страну, высказывать в рамках закона мнение… Если сложится так, что к власти придут не те, и у них будут другие взгляды, вторым пунктом мы запишем, что ни один волос с вас, сторонников нынешнего Президента, упасть не может. Поэтому я предложил Всебелорусское народное собрание сделать конституционным органом». К его компетенции будет относиться определение стратегии развития белорусского общества: суверенитет, независимость нашей страны, оборона, боеспособность и прочие. Следует предполагать, что после конституционной реформы и ухода с президентского поста А. Лукашенко может стать председателем Всебелорусского народного собрания, контролируя тем самым вектор развития страны.
Насколько серьёзно его стремление к подлинно союзническим отношениям с Россией, возможно, покажет встреча с президентом РФ В. Путиным, которая должна состояться ориентировочно в конце февраля. Впрочем, альтернативы особо и нет, что понимает сам А. Лукашенко, отметивший, что от Белоруссии «просто так не отстанут».
Ольга Сухаревская