Некоторые вопросы сотрудничества Кыргызстана и ЕАЭС

Публикуются тезисы доклада о сотрудничестве Кыргызстана и ЕАЭС главы ЕАК Никиты Мендковича, представленного на конференции 10 сентября, проведенной клубом ПИКИР (Бишкек).

Кыргызстан получает существенные льготы и выгоды, связанные с участием в ЕАЭС, но они не используются в полной мере. Зачастую существующие возможности используются рядовыми гражданами без поддержки государственных институтов.

Совокупные денежные поступления, связанные с членством ЕАЭС, включая выросший экспорт товаров и переводы мигрантов, составляют в Кыргызстане более 3 млрд долл в год. Это многократно превосходит бюджет строительства альтернативной трассы север-юг или строительство 10 000 новых школ.

За 4 года рост экспорта в страны ЕАЭС вырос в целом более чем на 150%. Поставки кыргызской молочной продукции в Россию – больше 280%, кожаных изделий – 486%, как показывают приведенные здесь данные Е. М. Кузьминой. Неэффективность расходования данных средств связана с попаданием значительной доли средств в руки теневых дельцов, уходом от налогов с последующим выводом денег в Турцию и Объединенные Арабские Эмираты. Особенно проблема актуальна для транзитной торговли с КНР и проблемами контрабанды.

Средства, высылаемые на родину трудовым мигрантами, слабо используются для инвестирования в экономику, так как минуют банковскую систему. Более 40% долгосрочных инвестиций финансовых институтов КР приходятся на долю РКФР, а банковские средства часто расходуются на краткосрочные проекты в сфере транзита и услуг, а не реального производства. Эта диспропорция ненормальна.

В лучшем случае мигранты сами копят средства и планируют будущий бизнес, как показывают интервью автора с ними, но государственные и финансовые институты практически не оказывают им поддержку. Ни в трудоустройстве, ни в повышении квалификации, ни в сохранении и накоплении средств. Ряд аналогичных практик, включая учебные курсы и страхования используются властями Узбекистана.

На фоне пандемии резко выросла доля мигрантов желающих остаться в России на ПМЖ. С 30% полтора года назад, она увеличилась минимум до 50%. Это обусловлено тем, что Россия лучше республик Центральной Азии справилась с защитой населения от пандемии, а также преуспела в разработке вакцины. Фактически многие чувствуют себя и семьи лучше защищенными в России, чем на родине, в случае ЧП.

Необходима серьезная работа над ошибками правительства и парламента, но конструктивное обсуждение проблем в ходе парламентской кампании практически не ведется, партии не предлагают практических решений.

Между тем, растут риски использования недостатков социально-экономической политики экстремистскими группировками и иностранными игроками для дестабилизации ситуации в стране. Власть и политическая система должны конструктивно реагировать на запросы общества, чтобы сохранить себя.

В сложившихся условиях можно рекомендовать:

  1. Создать систему централизованного трудоустройства мигрантов, специальные центры для взаимодействия с работодателями в РФ и РК для заключения договоров до фактического выезда в страны временного пребывания.
  2. Начать работу курсов языковой и профессиональной подготовки для уезжающих, чтобы облегчить интеграцию, а также предложить программу централизованного страхования для мигрантов. В программе использовать опыт работы российских учителей в Ошской области и аналогичных «Миграционных центров» в Узбекистане.
  3. Повысить привлекательность банковских депозитов либо путем заключения контрактов банков с РКФР об условиях гарантирования вкладов средствами фонда в обмен на возможность влиять на инвестиционную политику. Либо путем создания условий, включая льготы и гарантии, для открытия отделений банков стран ЕАЭС в КР (Сбербанк, ВТБ и иные).
  4. Сотрудничество с Россией и ЕАЭС в вопросах сокращения контрабанды и серых трансграничных операций, борьбы с отмыванием и выводом денег за рубеж.